Преподобный варнава. Преподобный варнава гефсиманский - оленьково.рф

СТАРЕЦ ВАРНАВА - ГЕФСИМАНСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ. """"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" 23 декабря 1857 года юный Василий (так звали старца в миру) становится послушником Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, и лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 года, принимает монашеский постриг под именем Варнава. В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. Всех приходящих мужчин он называл "Мои сынки", а женщин "Мои дочки". Люди его называли "Мудрый простец"! Среди "сынков" старца Варнавы был и сам последний Российский император Николай Второй Романов. В январе 1905 года, буквально за год до смерти старца Варнавы в скит приехал император Николай Второй. Император навестил известного старца. Старец Варнава принял императора Николая в своей кельи. Конечно остаётся неизвестным о чём говорил святой-царь страстотерпец Николай со святым преподобным старцем. Станет только известно, что старец предсказал царю мученическую кончину и благословил царя на этот мученический подвиг. Почти 20 лет под духовным окормлением старца Варнавы находился и сам святой преподобный Серафим Вырицкий и благодаря старцу Варнаве из иеромонаха Серафима произошло возрастания великого святого Божьего угодника. В свидетельствах современников, общавшихся со старцем Варнавой, содержится много примеров прозорливости старца. Одному из посетителей отец Варнава предсказывал игуменство, другого – плачущего о сыне, по неразумной ревности устремившемся в Африку на помощь бурам, - утешал: «Ну, что ты плачешь? Твоего сына завтра же привезут в Москву с другими товарищами на такой-то вокзал». Третью обличал с любовью в утаенном грехе: «Барыня благая, брось ты свой табак курить, вот и будешь у меня золотая». А однажды усадил возле себя молодого человека и вдруг по-отечески обнял его: «Милый ты мой, подвижник, исповедник ты Божий». Спустя годы его посетитель Илья Четверухин станет настоятелем московского храма Святителя Николая в Толмачах, и после гонений, арестов и ссылок, примет мученический венец в одном из пермских лагерей. В иные дни посетители, ожидавшие приема у отца Варнавы, смыкали ряды так плотно, что даже его мать – кроткая, смиренная старица схимонахиня Дария, после нескольких неудачных попыток протиснуться сквозь множество людей, тихо отходила в уголок, пряталась за спинами. А через минуту как вразумление барыням, оттеснившим ее, раздавался высокий, чистый голос батюшки: «Где здесь «монашка»? Пропустите «монашку»… Матушка, ты разве очереди дожидаешься? Зачем же ты отказываешься от своего сына! Я вот от тебя не отказываюсь!» Старец любил молиться каждую свободную минуту. Молился он и за трудами мысленно или шопотом. Он постоянно каился в своих грехах и всю жизнь постился ежедневно. Но все эти подвиги старец тщательно скрывал в себе от мира, от людских глаз. Перед смертью в 1906 году он предсказывал гонение безбожной власти на Церковь: - Будут на Церковь нашу страшные гонения и будет разрушение храмов. Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные до ныне горе и мрак охватят всё и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. Настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Будет небывалый расцвет Церкви Христовой. Перед концом будет этот расцвет. Старец Варнава основал ещё один монастырь, Выксунский женский,в честь иконы Богородицы Иверской в Нижегородской области. Место для будущей обители отметил веточкой преподобный Варнава Гефсиманский осенью 1863 года. В 1864 году на этом месте на средства купцов была выстроена богадельня на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери, благословив общине называться Иверской. В начале XX века в иконописной мастерской монастыря был сделан список размерами полтора на два метра. Список с иконы прославился как чудотворный, икона подаренная отцом Варнавой не сохранилась. В городе Выксе установлен памятник старцу Варнаве. 2 марта, (а по старому стилю 17 февраля) 1906 года старец Варнава умер в алтаре храма прямо у престола после того как совершил таинство исповеди в храме. Похоронили его в пещере того самого Гефсиманского скита в котором он служил, там же в храме ныне и почивают его святые мощи. В 1989 году Русская Православная Церковь подняла вопрос о канонизации святого старца Варнавы. Шесть лет собирались материалы о старце и свидетельства о духовной помощи и исцелениях от тех людей, кто почитал старца. В 1995 году старец Варнава был канонизирован в лике святых преподобных отцов. МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ВАРНАВЕ О преподобие отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем, повиновения Господом и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в лавру Преподобного Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матери повелением настоятеля Аввы Антония пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения помышлений душевных от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память Твою яви и иноком учителя Тя верна дарова. Темже молим Тя, праведный отче, якоже и прежде ходатайствуй пред Богом молитвами Твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным - послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим - любовь Божию и согласие стяжати; алчущим - не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим - утешитися; изгнанником и странником - пристанище обрести; в темнице сущим - от уз свободитися; благочестивым - в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наши направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Ва-си-лий Ильич Мер-ку-лов (в ино-че-стве Вар-на-ва) ро-дил-ся 24 ян-ва-ря 1831 го-да в с. Пру-ди-щи Туль-ской об-ла-сти, ря-дом с те-ми ме-ста-ми, от-ку-да при-шли на Вык-су ос-но-ва-те-ли на-ше-го го-ро-да бра-тья-за-вод-чи-ки Ба-та-ше-вы.

Дет-ство и от-ро-че-ство

Ро-ди-те-ли Ва-си-лия, Илья и Да-рья Мер-ку-ло-вы, бы-ли кре-пост-ны-ми кре-стья-на-ми. Лю-ди доб-рые и бо-го-бо-яз-нен-ные, они ра-до-ва-лись рож-де-нию сы-на и на-рек-ли его в честь свя-то-го .
Как вспо-ми-нал о сво-ем дет-стве ста-рец, был он маль-чик шуст-рый и по-движ-ный. На-бож-ные ро-ди-те-ли от-да-ли сво-е-го от-ро-ка в шко-лу пса-лом-щи-ков, где тот изу-чал Ча-со-слов и Псал-тырь. Неко-то-рое вре-мя спу-стя по-ме-щик, вла-де-лец Мер-ку-ло-вых, про-да-ет их в се-ло На-ро-Фо-мин-ское Мос-ков-ской гу-бер-нии. Но-вый вла-де-лец, князь Щер-ба-тов, при-ка-зы-ва-ет обу-чить под-рост-ка сле-сар-но-му де-лу.
В сво-бод-ное от ре-мес-ла вре-мя Ва-си-лий по-се-ща-ет рас-по-ла-гав-шу-ю-ся неда-ле-ко Зо-си-мо-ву пу-стынь и зна-ко-мит-ся с от-шель-ни-ком - мо-на-хом Ге-рон-ди-ем. Это за-став-ля-ет его со-вер-шить ре-ши-тель-ную пе-ре-ме-ну в жиз-ни - по-свя-тить се-бя слу-же-нию Бо-гу.

По-слуш-ник Геф-си-ман-ско-го ски-та

Осо-бен-но он утвер-дил-ся в этом, ко-гда в 1850 го-ду по-се-тил вме-сте с ма-те-рью Тро-и-це-Сер-ги-е-ву Лав-ру. Спу-стя год Ва-си-лий ухо-дит ту-да вме-сте с Ге-рон-ди-ем, ре-шив-шим за-кон-чить свою жизнь око-ло мо-щей Сер-гия Ра-до-неж-ско-го, а в 1852 го-ду по бла-го-сло-ве-нию на-мест-ни-ка Лав-ры Ан-то-ния пе-ре-хо-дит в рас-по-ла-гав-ший-ся в трех ве-стах от Лав-ры Геф-си-ман-ский скит. Этот скит жил по уста-ву Са-ров-ской Пу-сты-ни, опи-сан-но-му са-ров-ским стар-цем Па-и-си-ем Ве-ли-ким.
Во вре-мя пре-бы-ва-ния в ски-ту осо-бен-но боль-шое вли-я-ние на бу-ду-ще-го стар-ца ока-зал мо-нах Да-ни-ил (Схи-мов-ский).
17 фев-ра-ля 1856 г. Ва-си-лий по-лу-чил от-пуск-ную гра-мо-ту, то есть сво-бо-ду от по-ме-щи-ка.
23 де-каб-ря 1957 г. он ста-но-вит-ся по-слуш-ни-ком. И лишь спу-стя по-чти де-сять лет, 20 но-яб-ря 1866 г., по-сле смер-ти стар-ца Да-ни-и-ла Ва-си-лий при-ни-ма-ет по-стриг и впо-след-ствии несет по-двиг стар-че-ства под име-нем Вар-на-ва («ди-тя ми-ло-сти, сын уте-ше-ния»).

На-род-ный ду-хов-ник

В 1871 го-ду Вар-на-ва ру-ко-по-ло-жен в иеро-дья-ко-ны, 10 ян-ва-ря 1872-го - в иеро-мо-на-хи, а еще неко-то-рое вре-мя спу-стя на-мест-ник Лав-ры утвер-дил его в зва-нии на-род-но-го ду-хов-ни-ка пе-щер Геф-си-ман-ско-го ски-та.
С это-го мо-мен-та на-чи-на-ет-ся из-вест-ность Вар-на-вы сре-ди ве-ру-ю-щих. За его бла-го-сло-ве-ни-ем идут па-лом-ни-ки из мно-гих угол-ков Рос-сии. В сви-де-тель-ствах совре-мен-ни-ков, с ним об-щав-ших-ся, на-хо-дим мно-го при-ме-ров про-зор-ли-во-сти стар-ца. В ян-ва-ре 1905 г. на ис-по-ведь к Вар-на-ве хо-дил сам им-пе-ра-тор-му-че-ник Ни-ко-лай II.

Устро-и-тель Ивер-ской оби-те-ли на Вык-се

Стар-че-ство на Ру-си бы-ло осо-бой фор-мой мо-на-ше-ства. Стар-цы остав-ля-ли по-сле се-бя не толь-ко чи-сто ду-хов-ное, но и ма-те-ри-аль-ное во-пло-ще-ние этой ду-хов-но-сти - мо-на-сты-ри, ко-то-рые жи-ли под их вли-я-ни-ем.
Мно-го сил и тру-дов о. Вар-на-ва по-ло-жил на со-зда-ние и на-ше-го Ивер-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря. Оби-тель ве-дет свою ис-то-рию с 1863 г., ко-гда здесь в по-стро-ен-ной бо-га-дельне по-яви-лись пер-вые на-сель-ни-цы.
Бла-го-да-ря тру-дам стар-ца к на-ча-лу XX ве-ка мо-на-стырь стал про-цве-тать.

17 фев-ра-ля 1906 г. стар-ца не ста-ло. А 19-го в от-вет на прось-бу се-стер Ивер-ско-го мо-на-сты-ря о за-хо-ро-не-нии стар-ца в сте-нах мо-на-сты-ря обер-про-ку-рор Свя-тей-ше-го Си-но-да от-ве-ча-ет те-ле-грам-мой, что усоп-ший бу-дет по-гре-бен на брат-ском клад-би-ще Геф-си-ман-ско-го Ски-та.
В 1913 го-ду под-ни-ма-ет-ся во-прос о пе-ре-име-но-ва-нии Вык-сун-ско-го жен-ско-го мо-на-сты-ря в Ивер-ский Вар-нав-ский жен-ский мо-на-стырь. Но его ре-ше-нию, ви-ди-мо, по-ме-ша-ли вой-на и ре-во-лю-ция.

Ка-но-ни-за-ция

В 1989 го-ду на Со-бо-ре под-нят во-прос о ка-но-ни-за-ции иеро-мо-на-ха Вар-на-вы. По-сле изу-че-ния ма-те-ри-а-лов пред-се-да-тель ко-мис-сии по ка-но-ни-за-ции мит-ро-по-лит Юве-на-лий до-ло-жил пат-ри-ар-ху Алек-сию II о воз-мож-но-сти ка-но-ни-за-ции стар-ца Вар-на-вы.
30 сен-тяб-ря 1994 г. пат-ри-арх на-пра-вил пись-мо на-мест-ни-ку Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры ар-хи-манд-ри-ту Фе-о-гно-сту, в ко-то-ром со-об-щил, что ко-мис-сия еди-но-глас-но при-шла к вы-во-ду о воз-мож-но-сти при-чис-ле-ния иеро-мо-на-ха Вар-на-вы (Мер-ку-ло-ва) к ли-ку ме-сто-чти-мых свя-тых Мос-ков-ской епар-хии в сон-ме Ра-до-неж-ских свя-тых.
В 1995 го-ду, в день Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых, в Успен-ском Со-бо-ре мос-ков-ско-го Крем-ля свя-тей-шим пат-ри-ар-хом бы-ла со-вер-ше-на ка-но-ни-за-ция иеро-мо-на-ха Вар-на-вы (Мер-ку-ло-ва).

Молитвы

Каноны и Акафисты

Акафист святому преподобному Варнаве Гефсиманскому

Кондак 1

Избраннаго угодника Христова и чудотворца предивнаго, изряднаго учителя подвижников земли Российския и заступника нашего, восхваляем тя любовию, преподобне отче Варнаво. Ты же, яко имеяй дерзновение велие ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель Господь, равноангельное житие твое провидев, преподобне, от юности избра тя служити Ему в преподобии и правде, последи же многими небесными дары тя украси: демоны прогоняти, недуги врачевати, скорбящия утешати, ожесточенныя сердца умягчати. Темже от нас, недостойных, приими хвалу, и молитву сотвори о спасении душ всех чтущих любовию память твою, да величаем тя сице:
Радуйся, во славу Божию поживый; радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный. Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый; радуйся, небесная сокровища возлюбивый. Радуйся, подвигов отцев преподобных ревнителю; радуйся, дивных старцев и наставников духовный преемниче. Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый; радуйся, винограда Христова делателю усердный. Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный. Радуйся, о всей земли Российстей богодарованный молитвенниче; радуйся, венцем славы от Господа увенчанный.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя Господь душу твою ко приятию благодати Духа Святаго предуготованную, яко волею по стези благочестия течеши, в немже родителями твоими христолюбивыми наставлен был еси, от юности храняше тя в болезнех и напастех. Ты же от лет малых прославлял еси Всещедраго Бога, Врача душ и телес, поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею от юности имея, пришел еси, отче преподобне, к старцу Геронтию, да направит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги духовныя. Ты же обрел еси в нем монашескаго делания добраго наставника, его же отеческим советом повинуяся и всякое мирское попечение отлагая, молитве и смирению научался еси. Темже, творяще честную память твою, величаем тебя тако:
Радуйся, родителей благочестивых Илии и Дарии утешение богодарованное; радуйся, в вере и страсе Божии ими добре воспитанный. Радуйся, силою Божиею от смерти дивно сохраненный; радуйся, учением благочестия издетска напоенный. Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый; радуйся, от малых лет сладость молитвы вкусивый. Радуйся, душу свою к Богу устремивый; радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый. Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый. Радуйся, яко послушанием старцу смирение в себе воспитал еси; радуйся, яко от юных лет ко иночеству себе приуготовил еси.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия укрепляше тя, отче преподобне, егда совету старца Геронтия последуя, отечество и дом свой оставил еси и во обитель Троице-Сергиеву вселился еси, идеже в посте, молитве, неустанном труде и бдении пребывая и всякая мира искушения побеждая, единому Богу воспевал еси: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй старцев-наставников богомудрых Григория и Даниила, проречение от них приял еси, преподобне, яко многих ко спасению путевождствовати будеши. Послужил же еси ты преданно наставником своим до самыя их кончины, с терпением житие подвижническое проводя и восходя от силы в силу. Темже и мы, твоей верности и послушанию старцем дивящеся, вопием ти таковая:
Радуйся, ревности Божественныя исполненый; радуйся, суету мира сего и вся блага его презревый. Радуйся, яко чистоту и безмолвие от юности возлюбил еси; радуйся, яко от лет отроческих иноческаго жития возжелал еси. Радуйся, любве ради ко Господу дом отеческий оставивый; радуйся, в Лавру преподобнаго Сергия вселивыйся. Радуйся, повиновение старцу твоему и во обители сохранивый; радуйся, наставников твоих благословений верный исполнителю. Радуйся, старцем-подвижником Григорию и Даниилу в подвизех подражавый; радуйся, до блаженныя их кончины добре им послуживый. Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духови покоривый; радуйся, сердце свое во обитель Духа Святаго уготовавый.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бури искушений обители многолюдней избегая, в Гефсиманский скит вселился еси, отче преподобне, в безмолвии житие проводити желая и с Богом невозбранно беседовати, за вся люди Спасителю мира молитвы вознося и поя Ему песнь: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев земли Российстей ближнии и дальнии, их же ты с любовию принимая, руководствовал еси ко спасению. Темже старец твой схимонах Григорий вручи тебе две просфоры, глаголя: сим питай алчущих - словом и хлебом, тако хощет Бог, и благослови тя на подвиг старчества и священства. Мы же, прославляюще укрепившаго тя Господа, радостно тебе вопием:
Радуйся, во обитель святую Богом призванный; радуйся, благословение старцев на путь иноческий получивый. Радуйся, образе истиннаго послушания; радуйся, иноков обители преподобнаго Сергия украшение. Радуйся, бдение и молитву возлюбивый; радуйся, от страстей себе подвигами очистивый. Радуйся, кротостию и смирением всех удививый; радуйся, Христовых заповедей делателю непорочный. Радуйся, спасения хотящим усердно послуживый; радуйся, яко притекающих к тебе с любовию принимал еси. Радуйся, ищущим спасения душевнаго благий помощниче; радуйся, яко многих к вере истинней привел еси.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 5

Бооготечней звезде лучами благодати люди российския озаряющей подобен явился еси, угодниче Божий, егда образа монашескаго и священства сподобился еси, и от того часа многих к Солнцу Правды Христу приводил еси словом благодатным и примером жития твоего, еже все посвящено бысть служению Богу и ближним. И якоже видеша тя людие у престола храма Божия за всех и за вся Спасителю мира молящася, сице и ныне возноси молитвы твоя о Церкви Святей, Отечестве нашем и о всех чтущих тя и поющих Богу: Аллилуия.

Икос 5

Вишдевше людие православнии ангельское житие твое, отче Варнаво, смирения твоего глубину, кротость, любовь нелицемерную, милование к скорбящим, болезней благодушное терпение, воздержание и велия дары духовныя, удивишася и прославиша Человеколюбца Бога, даровавшаго им таковаго заступника и утешителя. Сего ради и мы, любовию побуждаеми, похвальная песнопения тебе приносим и молитвенно тя на помощь призываем:
Радуйся, сыном утешения во иночестве нареченный; радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый. Радуйся, небесному покровителю твоему, святому апостолу Варнаве подражавый; радуйся, Евангелия Христова немолчный проповедниче. Радуйся, избраный Богом на священное служение; радуйся, сан священства, яко дар Божий приявый. Радуйся, с благоговением и страхом Божиим Жертву Безкровную приносивый; радуйся, у престола Божия о людех ходатаю верный. Радуйся, пастырю, в вере и благочестии паству свою воспитавый; радуйся, милости источниче неистощимый. Радуйся, к чистому и непорочному житию путеводителю; радуйся, о душах наших к Богу молитвенниче.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник силы и славы Божия явился еси, отче Варнаво, дивными бо чудесы землю нашу озарил еси и сугубую благодать восприял еси недуги целити, скорбящия утешати, бесы прогоняти. Отвсюду бо земли нашея страждущия люди - мужи и жены со младенцы, старцы с юнотами, богатии и убозии к тебе притекаху и предстательством твоим здравие душ и телес обретаху, вопиюще Подателю всех благих Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси в земли Российстей, отче Варнаво, яко светило многосветлое, просвещающее светом истины всякаго человека, приходящаго к тебе. Ты бо монахам и мирским был еси наставник и многих подвижников веры возрастил еси, благочестием их напоив. Озари лучами добродетелей твоих и всех нас, любящих тя и молитвенно тебе взывающих:
Радуйся, сердце твое сосуд благодати сотворивый; радуйся, верою чудодейственною озаренный. Радуйся, постников и монахов богомудрый учителю; радуйся, живущим в миру дивный помощниче. Радуйся, безмездный врачу болезней душевных и телесных; радуйся, верный путеводителю ко спасению. Радуйся, любовию твоею вся покрывали; радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергаяй. Радуйся, многими дарованьми духовными от Бога украшенный; радуйся, подвижников и старцев Российских воспитателю. Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, истинный пастырю душ человеческих.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотящи показати любовь Свою к чадом Божиим, Премилосердая Мати Господа благослови тя, преподобне Варнаво, на реце Выксе обитель девичью во имя Иверской иконы Ея воздвигнути, яже бысть оттоле пристанище благоутишное многим девам и женам русским. Ты же, преподобне, явился еси благий отец и наставник всем собравшимся в ней инокинем, и яко добрый кормчий направлял еси сестер обители ко спасению, наставляя словом и примером жития своего единем сердцем и единеми усты воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новыя труды и подвиги ко устроению обители Иверстей подъял еси, отче преподобне, инокинь ея на усердное Христу Богу служение подвизая, и был еси им учитель благодатный и праведный. Тогда воздвигоша врази гонения противу обители, покушающеся отвратити тя от трудов сих. Ты же, благодатию свыше укрепленный, мнози скорби и искушения препобедил еси и вверил еси судьбы сестер промышлению Божию, подвизая их усердно молитися ко Пресвятей Владычице Богородице. Темже память твою святую славим и вопием ти сице:
Радуйся, Матере Божия чадо верное и возлюбленное; радуйся, Покровом Ея невидимо осененный. Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю; радуйся, во дни и в нощи молитвы к Ней слезно возносивый. Радуйся, обитель во имя Пресвятыя Богородицы воздвигнувый; радуйся, яко в ней инокинь множество собрал еси. Радуйся, велиих трудов и скорбей не убоявыйся; радуйся, все упование на Пречистую Богородицу возложивый. Радуйся, смиренно моливый Владычицу путь твой управити; радуйся, небесную помощь от Нея восприемый. Радуйся, храм Вратарницы Афонския во обители Владычицы устроивый; радуйся, Пресвятей Богородице верно послуживый.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо видим на тебе, преподобне Варнаво, како прослави тя Бог еще на земли и великими дары благодатными обогати: прозорливости, пророчества, любве, молитвы, исцеления. Ты бо, якоже другий Илия, дождь с небесе свел еси, сего ради вси людие православнии, от бедствия избавльшиися, благодарственно взываху Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь благодатию Божественною преисполнен быв, преподобне отче Варнаво, прозорливыма очима грядущая, яко настоящая, провидел еси, и тайну беззакония верным предвозвестил еси, яко бурю гонений воздвигнет диавол на Церковь Русскую Православную. Последи же скорбь чад Божиих обратится в радость духовную и по всей земли Российстей, яко крины сельныя, процветут храмы и обители иноческия. Мы же, сбытие сих проречений ныне зряше, глаголем ти сице:
Радуйся, духом премудрости и разума озаренный; радуйся, духом совета и крепости исполненный. Радуйся, духом ведения настоящаго и будущаго просвещеннный; радуйся, даром прозорливости просиявый. Радуйся, даром рассуждения почтенный; радуйся, дара Божественнаго ведения удостоенный. Радуйся, бедствия, на Церковь Божию грядущая, предзревый; радуйся, к венцем исповедническим истинных рабов Божиих предуготовлявый. Радуйся, великому пророку Божию Илии уподобивыйся; радуйся, молитвами твоими дождь на землю благовременно низведый. Радуйся, бездетным родителем чадородие даровавый; радуйся, богоблагодатный человеком помощниче.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 9

Весь в Бозе был еси, святе Варнаво, егда с молитвою на устах предал еси праведную душу твою в руце Божии, мирно и безмятежно, в алтаре пред престолом храма Божия колена преклонив. Смерть бо тебе воистинну упокоение бысть от великих трудов и подвигов непрестанных. О таковом блаженном успении твоем радующеся, воспоем Создателю нашему песнь: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии многовещаннии не возмогут изрещи обилие радости духовныя, еюже исполнени быша сердца верных о прославлении твоем, отче Варнаво, в лице преподобных, яко великаго старца и чудотворца Церкве Русския. Темже, поюще твое прославление, молим тя: не забуди чад твоих, почитающих имя твое и взывающих тебе благодарно:
Радуйся, грады и веси Российския славою твоих подвигов напоивый; радуйся, в чудесех от Бога прославленный. Радуйся, слезами и молитвами себе к смерти приготовивый; радуйся, блаженную кончину от Бога приемый. Радуйся, близость отшествия твоего ко Господу предвидевый; радуйся, житием и исходом твоим нас поучаяй. Радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый; радуйся, в радость Господа своего вшедый. Радуйся, Церкве Русския Православныя новое торжество; радуйся, всея Российския земли пресветлый светильниче. Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче; радуйся, о всем мире печальниче и молитвенниче.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасения всех желая, пастырю добрый отче Варнаво, до конца дней своих многих людей, мирскими делы обремененных, наставлял и укреплял еси, отраду им своим попечением подавая и тяготы трудов облегчая. Такожде и по отшествии твоем помощь и заступление подаеши во всех нуждах и испытаниих молящимся тебе и поющим о тебе благодарственную песнь Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стеною заступления православным людем страны нашея явишася чудотворныя мощи твоя, преподобне Варнаво, подаеши бо от них врачевание страстем неисцельным, слепым даеши свет, глухим слышание, разслабленным здравие, страждущим раковыми язвами исцеление и всем благодать изливаеши, радостию озаряя приходящих к раце мощей твоих и воспевающих тебе с любовию таковая:
Радуйся, святыя мощи твоя, яко сокровище велие, явити изволивый; радуйся, обитель твою сим освятивый. Радуйся, нетлением мощей славно от Бога возвеличенный; радуйся, сосуде благодати, миро целебное болящим источаяй. Радуйся, чудесными исцелениями от мощей твоих верных возвеселивый; радуйся, всем приходящим к ним благ преизобильный подателю. Радуйся, лютых и неисцельных недугов телесных врачевателю; радуйся, немощей и страстей душевных целителю. Радуйся, молящимся у раки мощей твоих скорую помощь подаваяй; радуйся, великий чудотворче, на утешение нам дарованный. Радуйся, на земныя скорби и нужды наша призираяй; радуйся, радости духовныя нас исполняяй.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти по достоянию о множестве чудес, яже от мощей твоих являются, отче Варнаво, ихже благодатию сияет обитель твоя святая, от безбожных разоренная. Темже инок множество зде собравшихся вкупе со всеми чтущими любовию память твою воспевают Богу, дивному во святых Своих, песнь: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный светильник старчества благодатнаго явился еси и яко Ангел пожил еси на земли, преподобне отче Варнаво. Сего ради многих подвижников благочестия и старцев воспитал еси, да не увянет цвет благоуханный старчества в Российстей земли. Ныне же, на небесех пребывая со ученики твоими в сонме святых земли нашея, поминай нас, вопиющих ти с любовию таковая:
Радуйся, сиянием добродетелей твоих землю нашу просветивый; радуйся, светильниче Божественныя благодати. Радуйся, блистанием чудес Отечество твое земное озаривый; радуйся, многих сим в Православней вере утвердивый. Радуйся, тайнозрителю судеб человеческих; радуйся, наставлениями и молитвами твоими подвижники совершенныя воспитавый. Радуйся, в юном послушнике будущаго старца Захарию прозревый; радуйся, купца Василия, будущаго старца Серафима Вырицкаго, на путь духовнаго подвига направивый. Радуйся, яко будущему Оптинскому старцу Варсонофию мир оставити помогл еси; радуйся, будущаго подвижника и старца епископа Тихона Череповецкаго духовный учителю. Радуйся великаго святителя митрополита Трифона духовный отче и наставниче; радуйся, Царя-страстотерпца Николая Втораго на подвиг служения его благословивый.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать велию дарова ти Господь, предивный угодниче Божий, якоже бо в земней жизни твоей пророчествовал еси и, совершал еси дивная и многая чудеса, тако и доныне не престаеши чудодействовати и источати исцеления всем чтущим тя. Темже и нас молитвою твоею исцели, буди нам помощник скорый и врач духовный, да покаянием очищени, в Царство Небесное внидем и тамо с тобою и со всеми угодившими Богу воспоем Ему: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое прославление в лице святых земли нашея, хвалим, славим и ублажаем тя любовию, преподобне отче наш Варнаво, яко заступника и молитвенника о нас пред Господом. Ты же дарованною тебе благодатию освяти, просвети и настави на путь спасения нас, грешных; услыши нас, скорбных, недугующих, страждущих, вопиющих к тебе, великому всероссийскому старцу-утешителю таковая:
Радуйся, ангеле земный и человече небесный; радуйся, великий Божий угодниче. Радуйся, яко серафимскою пламенною любовию к Богу горел еси; радуйся, яко со Ангелы ныне предстоиши Пресвятей Троице. Радуйся, во иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся; радуйся, звездо сияющая в лике преподобных. Радуйся, под кровом обители преподобнаго Сергия подвиг иноческий совершивый; радуйся, подвизающимся в ней спасения вечнаго ходатаю. Радуйся, яко разоренную Иверскую обитель молитвами твоими обновивый; радуйся, яко с молитвами о сестрах ея Богу предстоиши. Радуйся, дерзновение велие пред Богом стяжавый; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.
Радуйся, преподобне Варнаво Гефсиманский, пастырю богомудрый и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Варнаво, ты явился еси в Отечестве нашем столп благочестия, воздержания правило, смиренномудрия образ, заступник, утешитель и хранитель всем прибегающим к тебе. Не забуди убо нас, чад своих, сохрани и заступи от находящих зол, да твоими молитвами соблюдаеми, Царствия Небеснаго сподобимся о Христе Иисусе Господе нашем, поюще Ему победную песнь: Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелов Творец...» и 1-й кондак: «Избранного угодника Христова...».)

Молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому

О преподобне отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в Лавру Преподобнаго Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матере пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе-реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память твою яви и иноком учителя тя верна дарова.
Темже молим тя, праведный отче, якоже и прежде, ходатайствуй пред Богом молитвами твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим - любовь Божию и согласие стяжати; алчущим - не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим - утешитися; изгнанником и странником - пристанище обрести; в темнице сущим - от уз свободитися; благочестивым - в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наша направи, да единем сердцем и единеми усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

в миру — Василий Ильич Меркулов, родился 24 января 1831 года в селе Прудищи, Веневского уезда, Тульской губернии. Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами.

Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве сам старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь.

Некоторое время спустя помещик, владелец крепостных Меркуловых, продает их князю Щербатову в село Наро-Фоминское Московской губернии. Новый владелец приказывает обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником - монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни - посвятить себя служению Богу.

Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице-Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит.

Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил Схимовский. 17 февраля 1856 года Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика.

23 декабря 1857 года он становится послушником, и лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 года, уже после смерти старца Даниила, принимает монашеский постриг с именем Варнава (дитя милости, сын утешения).

В 1871 году Варнава рукоположен в иеродиаконы, 10 января 1872-го - в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита.

С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находится множество примеров прозорливости старца. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.
Старец прославился на всю Россию. После событий 9 января 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Царь направился к старцу Варнаве Гефсиманскому в Черниговский скит при Троице-Сергиевой Лавре, с двумя адъютантами. Исповедь и беседа осталась тайной; единственно, что достоверно в церковном предании: и звестно, что Николай II получил благословение на принятие мученического конца.

Много сил и трудов отец Варнава положил на создание Выксунского Иверского женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1863 года, когда там в построенной богадельне появились первые насельницы. Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал процветать. Помощником о. Варнавы в деле устроения нового монастыря стал был его духовный сын В.Н. Муравьев (прп. Серафим Вырицкий) . Сегодня св. Варнава считается небесным покровителем города Выкса, Нижегородской губернии.

Предсказания о. Варнавы сбывались с поразительной точностью. Так, многие заранее были им предупреждены о грядущих гонениях за веру, которые обрушились на Русскую Церковь в советский период. Известны и его дальнейшие предсказания: «И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться.

Перед концом будет расцвет».

Прозорливость была такая, что он видел содержание письма, не вскрывая его, потому некоторые письма даже не благословлял вскрывать, говоря при этом: “На это письмо отвечать не нужно”. У него окормлялось в основном купечество и мещанство - городское среднее сословие. Но был у Варнавы духовным сыном (до 1892 года) и Владимир Соловьев. Владимиру Соловьеву не простили его “дружбу” с католиками, участие в католической мессе, причащении и так далее. Он был призван на крылечко к Варнаве и было ему сказано: “Исповедуйся теперь у своих ксензов”.

Тайно Соловьев принял католичество, он считал, что разделение церквей - не для него, Соловьев это игнорировал. Последнюю исповедь, однако же, у него принял православный священник и отпевали его по православному чину, как бы “не зная” об этом, в отпевании принимал участие иеромонах Петр Зверев, будущий соловецкий священномученик (прославлен на Соборе 2000 года).

Служение старца увенчалось блаженной кончиной в алтаре перед святым Престолом в 1906 году 17 февраля (н.с. 2 марта). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. После обретения его мощей, из могилки забил живоносный источник, приносящий сегодня многим исцеление от различных недугов. До нашего времени чудом сохранился домик старца, который одаряет паломников скита своей теплотой и гостеприимством.

В 1989 году на Архиерейском Соборе был поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации Митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации Старца Варнавы. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

Еще при жизни старец Гефсиманского скита Тро- ице-Сергиевой лавры отец Варнава был назван стар- цем-утешителем.

Родился святой в 1831 году в Тульской губернии, в селе Прудищах, в семье крепостных крестьян Меркуловых.

При крещении мальчика назвали Василием в честь святителя Василия Великого.

В 1840 году семья Меркуловых была продана другому помещику, который жил в селе Наро-Фоминское Московской губернии. Неподалеку от этого села располагалась Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, вблизи которой в то время жил монах Геронтий, ставший первым духовным наставником юного Василия.

На всю дальнейшую судьбу этого молодого человека повлиял случай, произошедший с ним в 1850 году. Осенью 19-летний Василий со своей матерью отправились в Троице-Сергиеву лавру. Когда после службы юноша приложился к мощам преподобного Сергия, то ощутил необъяснимую радость. Василий почувствовал благословение Божие на иноческий путь и в тот же миг решил: если будет на то воля Божия, он поступит в обитель. Через год 20-летний юноша, получив благословение отца Геронтия и своих родителей, пришел в Троице-Сергиеву лавру. Вскоре сюда же пришел и отец Геронтий, приняв схиму с именем Григорий. Через месяц, осознав, что в этой обители он не найдет желанного уединения (ежедневно в лавру приходило множество богомольцев), Василий стал проситься в более уединенное место - Гефсиманский скит, расположенный в лесу Корбухе в трех верстах от лавры.

10 Тайны православных святых

Получив благословение своего наставника и разрешение наместника лавры, он отправился в скит, где получил послушание слесаря. Схимонах Григорий отдал Василия в послушание монаху отцу Даниилу. В 1854 году послушник Василий был пострижен в рясофор. Отец Василий очень расстроился, когда его перевели из основного Гефсиманского скита в Пещерное отделение того же скита. Дело в том, что Пещерное отделение жило по своему собственному уставу и являлось более открытым для посетителей. Уединение отца Василия, к которому он стремился, было нарушено. Живя в Пещерном отделении, он проводил все свое свободное время в лесу у отца Даниила, кроме того, посещал и своего первого наставника, схимонаха Григория. В одно из таких посещений Василий застал отца Григория на смертном одре. Наставник объявил ученику волю Божию: Василию необходимо было принять на себя подвиг старчества (в то время ему было всего 30 лет).

Старец завещал ему с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. Подвиг старчества Василий должен был принять после смерти обоих наставников. В заключение беседы схимонах Григорий сказал, что Василию по воле Божией предстоит основать женскую обитель недалеко от Москвы. «Обитель эта, - говорил старец, - должна послужить светочем для заблудших чад Православной Церкви. Сама Матерь Божия попечется об этом, укажет и место обители. Во имя Ея и должна быть освящена обитель».

Василий решил, что сие бремя превышает его возможности, и со слезами просил наставника выбрать кого-нибудь другого для этого подвига. Но старец был непреклонен: «Чадо, не моя воля есть на сие, но Божия воля да совершится над тобой. Не сетуй на тяжесть креста: тебе будет Господь помощник...»

Так получилось, что уже через год отец Василий приступил к основанию женской обители в Нижегородской губернии, в месте, указанном ему свыше. А уже через два года после смерти наставника он выполнил и второй завет старца.

По словам митрополита Филарета, Василий готовился «созидать обитель и руководить ею всегда». Но была еще и первая заповедь старца - «крест наставничества народного» (так именует этот подвиг Иверская летопись).

Когда отец Василий с последней надеждой умолял отца Даниила «снять с него это неудобоноси- мое бремя», у старца пошла горлом кровь, и он умер на руках своего ученика.

После этого свидетельства воли Божией отец Василий уже не мог сомневаться, что именно ему предстоит принять этот подвиг. В 1866 году он был пострижен в мантию с именем Варнава, (в переводе с древнегреческого это имя означает «сын утешения»).

В 1871 году отца Варнаву посвятили в сан иеромонаха, а через год братия избрала его народным духовником Пещерного отделения скита. В это же время отец Варнава впервые встретился со своим будущим любимым учеником.

Юноша по имени Захария (в будущем схиархиман- дрит Захария) подошел к порогу кельи Варнавы и встал позади большой толпы народа. Но обладавший даром прозорливости Варнава сказал: «Поди сюда, лаврский монах». В толпе не было ни одного лаврского монаха, но люди расступились, пропуская Варнаву, который подошел к юноше и подвел его к крыльцу. Захария в то время был послушником в Белобережской пустыни, но его наставник повелел поступить ему в лавру. Отец Варнава благословил юношу пребывать в лавре и принял его на духовное попечение. Он предсказал Захарию, что, несмотря на все гонения и лишения, он станет духовником всей лаврской братии и уйдет из лавры последним. Именно это и случилось впоследствии.

В 1905 году старца-утешителя посетил государь Николай II. О подробностях этого свидания практически ничего не известно, зато о многом говорит сам год этой встречи - 1905. Известно, что государю хотелось покаяться после Кровавого воскресенья, совершенного без его ведома.

Старец Варнава подтвердил уже известное царю пророчество преподобного Серафима о мученической кончине того царя, который прославит преподобного. Кроме того, отец Варнава благословил Николая II на принятие мученичества, укрепив в нем тем самым сознательную волю к несению своего креста, «когда будет угодно Господу сей крест возложить...»

Известно, что именно старец Варнава предсказал мученическую смерть будущему протоиерею отцу Илии Четверухину, когда он, будучи еще студентом, пришел просить благословения у старца поступить в духовную академию. Отец Варнава встретил его такими словами: «Милый ты мой подвижник, исповедник ты Божий». Исполнилось предсказание старца-утешителя: в 1932 году отец Илия принял мученический венец. Тогда 200 человек (в основном все были священники) большевики собрали и сожгли живыми, заперев в здании лагерного клуба в поселке Красная Вешера.

Старец Варнава известен тем, что предсказал будущее многих людей, а кроме того, он всегда говорил, как поступать в затруднительных случаях. Своим духовным детям он оставил много завещаний. Известно, что ученики жили по его заповедям и в 1930-1960 годах, когда отца Варнавы уже не было в живых и им не у кого было спросить совета. Эти пророческие назидания и указания, в свое время непонятные, впоследствии, после революции, помогали людям правильно жить, а иногда даже просто выживать. Свою смерть отец Варнава предчувствовал за несколько лет. В 1905 году он уже знал год и месяц своей кончины. 17 февраля (по старому стилю) 1906 года ста- рец приехал в Сергиево-Посадский дом призрения. В церкви он исповедовал начальницу, а после исповеди с крестом в руках вошел в алтарь, низко поклонился и уже не встал...

Старец-утешитель скончался в святом алтаре на глазах у людей и в то же время втайне от них.

В 1995 году Варнава был причислен к лику мест- ночтимых радонежских святых, мощи же его покоятся в Черниговском скиту - Пещерном отделении бывшего Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре.

Василий Ильич Меркулов (в иночестве Варнава) родился 24 января 1831 года в с. Прудищи Тульской области, рядом с теми местами, откуда пришли на Выксу основатели нашего города братья-заводчики Баташевы.

Детство и отрочество

Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами. Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого.
Как вспоминал о своем детстве старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро-Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказывает обучить подростка слесарному делу.
В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником - монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни - посвятить себя служению Богу.

Послушник Гефсиманского скита

Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице - Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим.
Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил (Схимовский).
17 февраля 1856 г. Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика.
23 декабря 1857 г. он становится послушником. И лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 г., после смерти старца Даниила Василий принимает постриг и впоследствии несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»).

Народный духовник

В 1871 году Варнава рукоположен в иеродьяконы, 10 января 1872-го - в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита.
С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находим много примеров прозорливости Старца. В январе 1905 г. на исповедь к Варнаве ходил сам император-мученник Николай II.

Устроитель Иверской обители на Выксе

Старчество на Руси было особой формой монашества. Старцы оставляли после себя не только чисто духовное, но и материальное воплощение этой духовности - монастыри, которые жили под их влиянием.
Много сил и трудов о. Варнава положил на создание и нашего Иверского женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1863 г., когда здесь в построенной богадельне появились первые насельницы.
Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал процветать.

17 февраля 1906 г. старца не стало. А 19-го в ответ на просьбу сестер Иверского монастыря о захоронении старца в стенах монастыря обер-прокурор Святейшего Синода отвечает телеграммой, что усопший будет погребен на братском кладбище Гефсиманского Скита.
В 1913 году поднимается вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря Иверский Варнавский женский монастырь. Но его решению, видимо, помешали война и революция.

Канонизация

В 1989 году на Соборе поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации Митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации Старца Варнавы.
30 сентября 1994 г. Патриарх направил письмо Наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия, единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых.
В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова).

Старец прп. Варнава Гефсиманский - духовный отец прп. Серафима Вырицкого (Муравьева)

Старец Варнава благословил Василия Муравьева быть его духовным сыном. С душевной отрадой взирал о. Варнава на духовное преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился с ним духовным опытом, готовя к иночеству. По благословению духовного отца супругам Муравьевым предстояло принять монашеский постриг, когда Россию постигнут тяжкие испытания. Годы, проведенные под руководством старца, стали тем временем, когда был заложен прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее духовное возрастание Василия Муравьева.

26 октября 1920г. владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой, а 29 октября 1920 г. наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава (в схиме Серафим) в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина (в схиме Серафима). Свершилось! Исполнилось заветное желание Василия Николаевича Муравьева. Цель, к которой настойчиво и терпеливо он шел почти сорок пять лет, была достигнута.

Молитвы

Тропарь, глас 5

Измлада Христа Бога чисте возлюбив, / сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво. / По имени и житие твое бысть: / коемуждо страждущему, и нищу, и Царю, / пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. / Поминай нас, благодатный отче, / да молитвами теплыми твоими жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость.

Кондак, глас 2

Печальнику земли Российския Преподобному Сергию от юности последовал еси, святе Варнаво, / и завет старца твоего, сице рекшаго: / «Тако хощет Бог:/ словом и хлебом питай алчущих», - поистине до конца исполнил еси. / Сего ради и ныне молим тя;/ не остави нас, утешительный отче, / небесною любовию твоею.

Величание

Ублажаем тя, преподобный отче Варнаво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва

О преподобие отче Варнаво, пастырю наш кроткий и утешительный, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче! Ты измлада чадо благословения Божия быв, образ послушания родителем, повиновения Господом и служения ближним показал еси. Заповеди Господни возлюбив, в лавру Преподобного Сергия притекл еси и того верный ученик явился еси. Во обители же Божия Матери повелением настоятеля Аввы Антония пребывая, дух смиренномудрия, кротости и терпения стяжал еси и дар рассуждения и прозрения помышлений душевных от Бога приял еси. Сего ради монашествующим духовный наставник, инокинем созидатель обители Иверския на Выксе реце и всем страждущим и болезнующим целитель и попечитель милостивый даже до часа смертнаго был еси. По преставлении же твоем Бог многия милости почитающим память Твою яви и иноком учителя Тя верна дарова. Темже молим Тя, праведный отче, якоже и прежде ходатайствуй пред Богом молитвами Твоими всем людем во всяцем звании дух утешительный стяжати и коемуждо потребная обрести: юным - послушание и целомудрие страхом Божиим сохранити; в возрасте сущим - любовь Божию и согласие стяжати; алчущим - не токмо хлебом насущным, но и наипаче словом Божиим насытитися; плачущим - утешитися; изгнанником и странником - пристанище обрести; в темнице сущим - от уз свободитися; благочестивым - в Дусе Божием возрасти и смиренномудрия достигнути. Сшествуй нам во всех путех жизни нашея, паче же умоли Господа нашего о прощении прегрешений и неправд наших и к свету заповедей Божиих стопы наши направи, да единым сердцем и усты славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.



error: Контент защищен !!