Что делать, когда вы подавлены и хотите отойти от Бога? Что делать, если жизнь после смерти окажется не такой, как учит Церковь? Что делать если я бог.

Пусть Бог направит твой взор на Него. Слуга не должен диктовать своему Хозяину, какое задание он желает получить. Слуга должен ждать, пока его Хозяин не даст ему задание по Своему усмотрению. Будь терпеливым и жди. Время ожидания Господа не должно быть для тебя временем бездействия. Пусть Господь использует время ожидания для того, чтобы лепить и оттачивать твой характер. Дай Господу возможность использовать это время для того, чтобы очищать твою жизнь и делать из тебя благородный сосуд для служения Ему.

Если ты будешь Ему послушен, Бог подготовит тебя для того задания, которое тебе как раз под силу. Несомненно, любое задание, данное Творцом вселенной, является очень важным. Для того чтобы оценивать важность или размеры данных Богом заданий, нельзя применять человеческие стандарты.

В.: В чем может быть причина, если я послушен, но "двери" вдруг закрываются?

Предположим, ты почувствовал призыв Бога выполнить какое-то задание, пойти в какое-либо место, приготовить себя для какого-то предназначения. Ты начинаешь действовать по призыву, но все идет совсем не так, как нужно. Люди в таком случае часто говорят: "Я полагаю, это была не воля Божия".

Бог призывает тебя иметь взаимоотношения с Ним. Поэтому будь очень осторожен при оценке окружающих обстоятельств. Очень часто мы слишком быстро делаем свои выводы. Бог направляет

нас в определенную сторону, чтобы показать нам, что Он намерен делать. И тогда мы немедленно, опираясь на собственную логику, делаем заключение о том, что Бог намерен сделать. Мы начинаем

следовать собственной логике, по-своему оценивать причины и следствия, и тогда мы заходим в тупик. Часто мы склонны уходить от взаимоотношений с Богом и все брать в свои руки. Никогда не делай этого!

Чаще всего, когда Бог призывает тебя или указывает тебе направление движения, то вовсе не для того, чтобы сказать тебе, что ты должен сделать для Него. Он хочет рассказать тебе, что Он намерен совершать на том месте, где ты находишься. Например, Павлу Бог сказал, что хочет через него достичь сердец язычников.

Бог, а не Павел, желал достичь язычников. Павел стал двигаться в одном направлении, но Дух Святой остановил его (Деян. 16:6-10). Он стал двигаться в другом направлении. И вновь Дух остановил его. В чем заключался план Бога? Достичь язычников. В чем состояла ошибка Павла? Он старался узнать, что он должен был делать. И тогда "дверь" возможностей для него закрылась. Действительно ли для него закрылась дверь? Нет. Бог лишь пытался сказать ему: "Слушай Меня, Павел. Иди в Троаду и ожидай там,

пока Я не скажу тебе, куда ты должен идти".В Троаде Павлу ночью было видение, чтобы он шел в Македонию, чтобы оказать там помощь. Что же происходило? Согласно планам Бога Евангелие должно было распространяться на запад до Греции и Рима. Бог действовал в Филиппах, и Он желал, чтобы Павел примкнул к Нему.

Когда ты начинаешь следовать по указаниям Бога и вдруг начинает казаться , что двери возможностей закрываются, вернись назад к Господу и постарайся выяснить, что сказал тебе Бог. Но лучше всего, каждый раз, когда ты почувствовал призыв Бога, до конца и точно узнай, что Бог говорит. Часто Он просит у тебя не выполнения призвания, а взаимоотношений с Ним. Он хочет через взаимоотношения с тобою что-то произвести в твоей жизни. Если ты двигаешься в каком-то направлении и все останавливается, вернись и до конца выясни, что Бог говорил тебе. Не отвергай того, что говорил Бог, но выясни, что Он говорил.

Прочитай ниже пример о том, как молодая семья почувствовала призыв Бога работать со студентами. Проанализируй те советы, которые даются на случай, когда ты начал двигаться в направлении, по твоему убеждению указанном тебе Богом, но обстоятельства закрыли тебе "двери". Подчеркни или обведи в кружок эти советы. Для примера я отметил тебе один из них.

Я разговаривал с прекрасной молодой парой, которая говорила, что Бог призвал их в Саскатун для работы со студентами. Они попытались получить направление на миссионерскую работу, но в дирекции миссий ответили: "Нет". "Следовательно, мы ошиблись", - заключили они. Я попросил их не торопиться с выводами, но вернуться к Богу и попросить выяснить, что Он им говорил, когда они почувствовали Его призыв.

Они перечеркнули весь план Бога потому, что один из его пунктов "работал" не так, как они предполагали.

Я попросил их мысленно вернуться назад и еще раз выяснить, к чему Бог призывал их. Призывал ли Он их для миссионерского служения? Призывал ли Он их к работе со студентами? Призывал ли их Он в Канаду? Они чувствовали, что Бог призвал их в Канаду для работы со студентами.

Тогда я сказал им: "Помните, что вы почувствовали призыв. То, что одна дверь закрыта, не означает, что поручение на этом закончено. Подождите и наблюдайте, каким образом Бог будет исполнять то, к чему Он вас призвал. Если Бог указывает какое-либо направление, Он поможет по нему двигаться. Будьте осторожны, чтобы окружающие обстоятельства не отменили то, что повелел Бог".

Может быть, Бог предполагал послать их в другой город. Может быть, Он желает избрать другой способ, чтобы материально обеспечивать их работу. Или Ему нужно больше времени для того, чтобы подготовить их для этой работы. Позвольте Богу в Свое время выполнить отдельные пункты Своего плана. В любом случае сделайте то, что вам открыто на данный момент, а потом ожидайте указаний для следующего шага.

Идут годы, мы совершаем неверные движения, а затем переживаем. Начинаем что-то делать, думая, что это приведет к чему-то хорошему, а оказывается наоборот. Конечно, если смотреть вглубь, то всё в итоге к лучшему, но ведь мы страдаем, плачем! – как довериться Господу, размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Если ребенок говорит: «Не хочу в школу»

Иногда мы не знаем, как лучше поступить в той или иной ситуации. Не знаем, как будет правильно, а как – нет. Приведу простой пример.
Утром твой ребенок говорит тебе: «Не хочу в школу!» Тебе кажется, что это очень плохо – не идти в школу. Но можно ли заранее, с уверенностью утверждать, что – плохо, а что – хорошо?
Недавно (возможно, ты слышал об этом случае) мужчина вез сына на автомобиле в школу. В это время в один из банков в Калифее (район Афин. – Прим. перевод.) ворвались грабители. Они забрали большую сумму денег, а выбежав на улицу, начали стрелять в воздух из «калашникова», чтобы никто не посмел к ним приблизиться. Люди пытались задержать преступников, вызвали полицию, началась операция по задержанию, и тут грабителям пришло в голову остановить проезжавший мимо автомобиль, чтобы спастись бегством.
Это был тот самый автомобиль, на котором мужчина вез своего сына в школу. Чтобы спасти жизнь мальчика, отец оказал бандитам сопротивление, и они выстрелили в него и в сына. К счастью, оба остались живы, но мальчика ранили в живот, и хотя он был тут же доставлен в больницу и врачи сделали все, чтобы его жизни ничто не угрожало, у ребенка долгое время были сильные боли и не проходил шок.
И вот вопрос. Если бы этот мальчик, проснувшись утром, заплакал и сказал родителям: «Не хочу идти в школу! Мне там не нравится! Мне вообще сегодня плохо – хочу спать, голова болит, да и уроки я не все сделал…» – что бы он услышал в ответ? Скорее всего – «Ни за что! Школу нельзя пропускать. Ты должен пойти, даже если тебе не хочется! И пойдешь!» И при этом родители были бы твердо уверены в том, что, «поддавшись», сделают хуже своему ребенку. Да я сам бы так поступил на их месте. И ты тоже – не правда ли? Если бы твой ребенок в такой ситуации начал вдруг упрямиться, что бы ты ему сказал? «Школа – это нужно. Нельзя пропускать уроки». И отправил бы его в школу, хочет он этого или нет.
Разумеется, если бы несчастный отец знал, что по дороге в школу с ним и его ребенком произойдет такая трагедия, что в сына (да и в него тоже) будут стрелять грабители, – то, конечно, сказал бы: «Да ни за что на свете мы сегодня в школу не поедем!» Но откуда ему было знать об этом заранее? Ведь школа – нужное, полезное дело!

Мы не понимаем, чего хочет Бог

Мы начинаем делать что-то, не понимая, к чему это может привести.
Не знаю, думал ли ты об этом когда-нибудь… Например, идешь в магазин, или просто куда-нибудь, или встречаешь вдруг кого-то и почему-то ведешь себя именно так, а не иначе – и совсем неизвестно, к лучшему все это или наоборот. Тебе не может быть заранее известно, верно ты поступаешь или нет; ведь ты не знаешь, что принесет с собой завтрашний день.
И это касается любых дел – даже таких, которые на первый взгляд кажутся очень правильными, благими и богоугодными. Согласен? Например, школа – что может быть лучше? А вот в случае с тем мальчиком – если бы в тот день отец не повез его в школу, не было бы и трагедии.
Что же, в конце концов, для нас лучше, а что – хуже? Это вопрос, на который, мне кажется, мы частично получим ответ лишь на закате жизни, а окончательно поймем уже в вечности.


Здесь, на земле, то, что принято считать хорошим, может стать источником множества страданий. И наоборот: то, что, как нам кажется, причиняет множество страданий, может оказаться во благо.Получается, мы тут не знаем, там пренебрегаем, а потом сидим и удивляемся. Вот ты, например, то и дело присылаешь мне сообщения, письма по электронной почте, постоянно спрашиваешь: «Я хочу сделать то-то, думаю поступить так-то и так-то. Скажите, это правильно?»
Так вот, поскольку мы не в состоянии предугадать, что будет, остается лишь одно. Об этом я скажу немного позже. Вижу удивление на твоем лице. Тебе хочется узнать об этом прямо сейчас. Да, я действительно не знаю, что правильно, а что неправильно. Не знаю. Знаю лишь одно, и непременно скажу об этом, но – попозже.
Думаю, все было бы совсем иначе, если бы у нас была живая и ясная связь с Богом. По-настоящему ясная – прозрачная. Как бывает, когда другой человек просто и ясно говорит тебе, что на самом деле думает. Если бы такое же живое соприкосновение было у нас и с нашим Творцом, нашим Богом! Чтобы можно было спросить Его: «Господи, как мне здесь поступить?», и тут же получить ответ: «Делай то-то и то-то. Так будет правильно». – «Господи, а вот так – правильно?» – «Нет, так не делай. Это не приведет ни к чему хорошему. Измени свои планы». Будь наши отношения с Богом такими живыми и ясными, все было бы прекрасно.
Но этого нет. Нет ясности, простоты. Мы не понимаем, чего хочет Бог. Не знаем, чего Он хочет лично от меня, лично от тебя. А ведь то, что Господь хочет от меня, Он может не хотеть от тебя, и наоборот.
Бог не хочет от всех одного и того же. У каждого из нас – свой путь, на котором мы делаем множество ошибок, отчего потом так страдаем.Идут годы, мы совершаем неверные движения, а затем переживаем. Начинаем что-то делать, думая, что это приведет к чему-то хорошему, а оказывается наоборот. Конечно, если смотреть вглубь, то всё в итоге к лучшему, но ведь мы страдаем, плачем! Нам кажется, что все плохо, мы постоянно беспокоимся и разочаровываемся.

Стучишь, а дверь не открывается? Попробуй снова

И вот какую тактику я здесь предлагаю. Допустим, тебе хочется получить ответ на какой-то вопрос. Постучи в дверь, спроси у Бога. Стучишь, а дверь не открывается? Попробуй снова. Опять не открывается? Ну, если начать колотить по двери, можно ее и сломать, и все-таки войти внутрь, однако в таком случае мы врываемся без спроса. А мне кажется, самая удобная «дверь», самый лучший ответ Бога на наш вопрос – тот, который «открывается» свободно и легко. Конечно, не без труда и настойчивости, но и эгоистичной упертости здесь не должно быть. Так мне кажется.
Стараясь открыть дверь, обращай внимание на знаки, которые посылает тебе Господь, и если все тебе говорит о том, что пора прекратить упорствовать, подумай: «Значит, это мне от Бога. Так что не буду прикладывать здесь столько усилий, а сменю направление».
Уточню еще один момент. Все, что я говорю тебе сегодня (как и в любой другой раз), не может быть абсолютно правильным. Я и сам не знаю, правильно это или нет. Я просто принял такое решение, исходя из того, что читал и слышал – в том числе и от тебя.

А будь я в этом самолете – меня бы уже не было!

Сейчас в качестве примера я приведу одну ситуацию, которая знакома многим не понаслышке. Человек собирается лететь самолетом, приезжает в аэропорт, и тут что-то случается – потерялся билет, или посадка уже закончена, или паспорта не оказывается с собой. Человек начинает беспокоиться, суетиться, молиться: «Господи, прошу Тебя, сделай что-нибудь, чтобы я попал на самолет! Сделай, как мне будет лучше, пожалуйста!» И вот проходит время, но ситуацию изменить так и не удается: самолет улетает без него. А человек, оставшись в аэропорту, переживает, возмущается и нервничает.
То, о чем я говорю, произошло с очень многими людьми. Очень многие не смогли вылететь, потому что опоздали, забыли паспорт и т.д. А через несколько минут после взлета – ужасная новость: самолет упал. И человек, только что бивший себя в грудь со словами: «Ну как же я не попал на рейс!» – теперь падает на пол, целует землю и говорит сквозь слезы: «Какое счастье! Я жив! Жив! А будь я в этом самолете – меня бы уже не было! Я так хотел улететь, так просил, так упорствовал – и вот что бы сейчас было! А я – жив!»
А с другой стороны, если бы кто-нибудь из тех, кто был в том самолете и погиб, явился мне и спросил: «Ну хорошо, этот человек опоздал на рейс и остался жив. А я? Я почему погиб?» Что бы я ему ответил? Ничего. Ничего бы не ответил. Потому что тайна жизни превосходит наш ум. Единственное, что тут можно сказать: «Брат, не спрашивай меня об этом. Спрашивай Того, Кто есть Устроитель нашей жизни. Спрашивай Того, Кто определяет, устраивает и знает всё наперед, думая о каждом из нас. Он знает, кому сколько жить, кому когда умирать и как умирать. Только Он знает, за что и почему. Потому что Он знает всё. А я не могу тебе ответить».
Да, и мне удивительно все это. Но знаю одно: человек, оставшись в живых после такого, уже по-другому начинает смотреть на вещи. Он словно прозревает. «Вот как могло все закончиться! – думает он. – Значит, никогда не нужно делать поспешных выводов. Я опоздал на рейс, и мне казалось, что все очень плохо, я переживал, ругал себя. А ведь неизвестно, что произойдет в будущем, чему должно случиться, что мне во благо, а что – наоборот, во зло».
И вот теперь я хочу сказать то, что ты ждешь от меня столько времени.
Нужно довериться Богу. Некоторые, услышав такое, тут же спрашивают: «То есть в таком случае не надо ничего делать? Сидеть сложа руки и просто ждать?» Разумеется, нет. Что-то делать нужно. Необходимо делать, что должно, осуществлять свои планы.Но все это нужно делать с доверием к Богу и Его любви. «Господи, теперь Ты – благослови! Теперь Ты – всё устрой. Я не знаю, к чему приведут мои планы, мои действия. Не знаю. Возможно, возникнут какие-то проблемы, трудности, ошибки. Возможно, ничего не получится. Но я начинаю. Благослови меня!»

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Допустим, я не уверен в том, есть ли жизнь после смерти. Стоит ли мне посвящать свою жизнь поискам того, в чем я сомневаюсь?

Выдающийся французский мыслитель, математик и ученый Блэз Паскаль считается одним из предвестников современной теории игр. Теория игр - раздел математики, исследующий вопрос оптимальных стратегий при принятии решений. Он важен для бизнесменов, политиков и других людей, которые вынуждены делать выбор в условиях неопределенности.

Блэз Паскаль известен своим знаменитым пари. Звучит оно примерно так. Допустим, я не знаю точно, есть ли Бог и вечная жизнь. Если я ставлю на то, что Бог есть, и выигрываю, я обретаю вечную жизнь. Если я ставлю на Бога и проигрываю - на самом деле Бога нет, жизнь личности кончается в момент физической смерти - я ничего не теряю, я умру в доброй надежде и так никогда не узнаю, что ошибался. Если я ставлю на атеизм и оказываюсь прав, я ничего не выигрываю - никакого блаженного посмертия атеизм и не обещает, и не дает. Но если я ставлю на атеизм и проигрываю - я теряю вечную жизнь.

В любом случае стоит ставить на веру в Бога.

Но разве это не аморально - принимать решение не из любви к истине, а из личного интереса?

Это сильно зависит от того, что есть истина. Если правы атеисты и Бога нет, то, как прекрасно формулирует этот Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия». Одно из неизбежных следствий атеизма - это радикальная бессмысленность вселенной.

В рамках атеистической картины мира истины о смысле и предназначении человеческой жизни просто не существует - у жизни просто нет смысла и предназначения. Жизнь, в том числе, разумная и самосознающая жизнь, есть продукт неких полностью безличных, лишенных какого-либо разума, целеполагания или свободы природных сил, у которых нет и не может быть для нас никакой цели и предназначения.

Вопросы «для чего мы созданы», «каково наше предназначение», «на что нам надеяться», «как нам должно поступать» в атеистической вселенной просто бессмысленны.

В атеистической вселенной могут существовать только фактические истины, описывающие материальный мир - такие, например, как точное знание расстояния от земли до луны в апогее и перигее или количество протонов в атоме углерода, но никак не нравственные истины о том, как человеку должно поступать или в чем смысл его жизни.

Утверждение «ядро атома углерода содержит шесть протонов» описывает реальность, то есть нечто, существующее независимо от нас и наших мыслей об этом. Утверждение «достойно и праведно, должно и спасительно следовать истине, куда бы она ни вела» никакой реальности в атеистической вселенной не описывает, этому высказыванию в физической вселенной ничего не соответствует.

Как сказал поэт Георгий Иванов,

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо – что никого,
Хорошо – что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

В мире, который описывают Докинз и Иванов, у вас нет моральных обязательств по отношению к истине. Если истина такова, то она не налагает на вас никаких обязательств и не дает вам никаких обетований. Вы не обязаны, да и не можете ее любить - было бы странно любить «слепое, безжалостное безразличие». Кому это я, в таком случае, должен? Звездам ледяным?

В таком мире все позволено - потому что все бессмысленно.

Само убеждение, что мы обязаны искать истину и что найти ее стоит, возможно только в теистической картине мира, где эта истина - Бог. Если Бога нет, то перед лицом индифферентной вселенной безразлично, во что вы верите.

Во вселенной, созданной Богом, очень важно отказываться от иллюзий - пускай удобных и утешительных - чтобы добраться до истины.

Ведь в конце концов мы все предстанем перед судом Божиим, и столкнемся с истиной, когда может быть уже поздно.

В мире без Бога вы можете утешаться какими угодно иллюзиями, это просто неважно - вы умрете и никак не огорчитесь тому, что заблуждались. Более того, в мире без Бога нет никакой связи между истиной и счастьем вообще.

Христианская вера в таком мире может быть сколь угодно ложной, но при этом полезной, поскольку делает жизнь людей субъективно лучше, дает им надежду, утешение, единство со своими ближними, удаление от вредных привычек - как показывает статистика, церковные христиане, там где нет гонений, в целом здоровее и благополучнее. А когда все эти люди умрут в светлой надежде на жизнь вечную и блаженную, у них не будет возможности убедиться, что они были неправы и огорчиться этому.

Если теизм истинен, у вас есть обязанность искать Бога и вечной жизни, как и перспектива их найти. Если истинен атеизм, у вас не обязанности быть атеистом - как и надежды, что атеизм вам чем нибудь поможет.

Но разве поиски вечной жизни не требуют жертв в этой?

В некоторых ситуациях - когда речь идет о мученичестве - да, от человека ожидается, что он отдаст эту временную жизнь ради жизни вечной. Хотя смерть неизбежна так или иначе. Но во времена мирные, когда быть христианином безопасно, благочестивая жизнь требует хранить супружескую верность, удаляться от вредных и разрушительных привычек, стремится жить в любви и мире с окружающими и вообще проявлять разумную нравственную самодисциплину.

Верующие люди (там, где нет гонений на веру) в целом счастливее неверующих, и это истина, установленная вполне светскими социологами. Потому что грех разрушает нашу жизнь и приносит несчастье уже здесь, на земле. Жизнь верующего никак нельзя назвать бедной и лишенной радости в сравнении с жизнью атеиста.

Но что если верна окажется не христианская, а какая-то еще картина посмертия и вы убедитесь, что были неправы?

На этот вопрос можно ответить двумя соображениями - во-первых, позиция атеиста в любом случае является наиболее проигрышной. Можно ли заблудиться, пустившись на поиски Бога и пройти мимо Его Царства? Ну, в принципе, да, хотя суд Божий, разумеется, в состоянии отличить ошибку, вызванную немощью или неосведомленностью, от злонамеренного упорства. Но отказываясь от поисков вообще, вы абсолютно точно не найдете.

Во-вторых, мы принимаем решение не на пустом месте, а в свете определенных данных, указывающих на реальность Бога и воскресение Христово. У нас есть нравственный закон, который указывает на Законодателя, эстетический опыт, который указывает на Художника, у нас есть свидетельство апостолов о Воскресении Христа, у нас есть свидетельства людей, переживших личное обращение, о том, как Христос изменил их жизнь - мы можем, несколько напрягшись, объявить все это иллюзией, а можем принять эти свидетельства, и вот перед лицом этого выбора нам помогает пари Паскаля.

Не угоднее ли Богу (если Он есть) честный атеист, который, не видя оснований для обращения, остается неверующим, чем тот, кто верует из шкурных соображений, опасаясь пролететь мимо рая?

Рай - это не награда за особые заслуги, это подарок. И дело не в том, заслуживает ли человек его или нет (никто не заслуживает), а в том, желает ли он его принять. Бог не гордый, и Он примет человека, который бежит к нему просто потому, что хочет в рай.

Второе, что стоит заметить - интеллектуальная честность является крайне трудной добродетелью, пересмотреть свои сложившиеся убеждения, хотя бы просто ознакомиться с противоположной точкой зрения - это подвиг, он требует огромных усилий. Поэтому никогда не нужно верить в свою интеллектуальную честность - нужно прилагать усилия, чтобы к ней приблизиться.

Спрашивающий : Много раз я слышал от группы, что мы все и есть Бог, что каждый из нас обладает той же творческой силой, что и Бог. Мой вопрос очень простой. Что нам с этим делать? Хорошо, итак, я - Бог... Что дальше?

Группа: Очень интересный вопрос. Но суть в том, что мы спрашиваем вас о том же - что дальше? Позвольте пояснить. Когда вы впервые начали игру, существовал лишь один закон, который вы ввели в действие свободный выбор во всем. Мно­гие говорили, что из этого никогда ничего не получится, что человеческий опыт должен хотя бы в самой незначительной мере определяться руководством извне. Но вы решили, что в этом нет необходимости, и игра началась. На протяжении эонов времени принцип свободного выбора оставался, что называется, аутсайдером во всех ваших играх. И наконец сей­час все меняется, и вы встаете в авангарде движения по пути к эволюции. Все взгляды обращены к обитателям Земли - первопроходцам на пути к вибрационному преображению.

Вы начали игру с единственным намерением - найти Бога. Весь опыт вашего земного существования являлся по­пыткой отыскать и объяснить необъяснимое - сердце ми­роздания или, как вы это называете, Бога. В настоящее время вам удалось приподнять завесу, благодаря чему перед вами открывается величайший секрет всех времен - вы и есть боги. С вами сыграли космическую шутку, дорогие, посколь­ку то, что вы искали вовне, всегда пребывало внутри вас.

Но вернемся к вашему вопросу: «Что дальше?» Дорогие наши, хотя вы эволюционируете с беспрецедентной скоро­стью, вы все еще продолжаете играть в игру одного закона - закона свободного выбора во всем. Это означает, что вы можете использовать свою творческую силу, чтобы соз­давать все, что вам угодно. Теперь, вы спрашиваете, следует ли вам применять ее для собственного удовольствия или для того, чтобы сотворить мир на планете и устранить голод. Мы говорим вам, что имеет значение не то, что конкретно вы создаете, а лишь то, что ваши творческие способности на­чинают вступать в силу. Если бы вы избавили вашу планету от голода, вам бы просто пришлось искать новые пути по­знания своего мастерства.

Вот почему мы задаем вам тот же самый вопрос, кото­рый вы обращаете к нам. Что дальше? Пожалуйста, пойми­те, что принципы существования изменились. Нам больше нет необходимости наставлять вас, учить или объяснять, что вам следует делать. Те дни, когда вы шли «за лидером», остались в прошлом. Сейчас вы учитесь следовать за самими собой, и это несравнимо сложнее. И все же именно так вы сможете совершить свой следующий шаг. Вы выстраиваетесь в очередь, чтобы задать нам свои вопросы, но вы должны понять, что происходит с нашей точки зрения. Самая важ­ная задача для нас - помочь творцам вспомнить, что они творцы. Поэтому мы говорим вам, что мы здесь не для того,

Может ли Господь оставлять людей без Своего попечения? Разговор с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Хорошо, когда в жизни все на пять, но иногда начинаются сплошные неприятности (это и проблемы со здоровьем, и неурядицы в семье и на работе). Тогда кажется, что Бог тебя совсем забыл и оставил. Отче, может ли такое быть?

– Богооставленность чем-то напоминает страсть уныния, но это не одно и то же. Если унынию большей частью предаются люди из-за множества грехов своих, в которых они не хотят каяться, то чувство богооставленности может возникать не только у великих грешников, но и у людей довольно благочестивых. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь может оставлять людей без Своего попечения ради их испытания и совершенствования. Это похоже на то, как мать оставляет ребенка, учащегося делать первые шаги в жизни. Если бы она этого не делала, то ребенок так и не научился бы ходить. Он все время, даже будучи взрослым, лишь бы ползал.

– Получается, что чувство богооставленности обманчиво, Господь никогда никого не оставляет?

– Господь не оставляет человека, даже если тот из-за своих грехов отвернулся от Него. Бог терпеливо, как никто другой, ждет возвращения к Нему, так же, как Он ждал (помните из евангельской притчи) возвращения блудного сына.

– Но ведь Господь может и прогневаться на человека через его грехи, в которых он погряз и не хочет раскаиваться?

– В таком случае, по объяснению святителя Феофана Затворника, может возникать чувство богооставленности, которое сохраняется довольно продолжительное время, пока человек не осознает, на какое дно он опустился, и не раскается. Испытательная же богооставленность обычно длится недолго.

– Некоторые люди активно ходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но со временем у них наступает период охлаждения к духовной жизни и они перестают посещать в храм. Это тоже богооставленность?

– Не всегда. Такое охлаждение чаще всего наступает из-за того, что они не смогли побороть свои основные грехи – гордыню, самолюбие, тщеславие. Пока им в храме уделяют особое внимание, дают особые поручения, они испытывают от этого радость, а когда такие люди остаются немного в тени из-за того, что священник стал больше уделять внимания другим, расстраиваются и теряют интерес к духовной жизни.

– Может быть, по этой же причине перестают ходить в храм и дети? Пока на них батюшка обращает внимание, дает послушание в алтаре или благословляет читать и петь на клиросе, то они чувствуют себя востребованными. Но как только появляется кто-то лучше их, из-за чувства ревности, а иногда и нескрываемой обиды, они уходят из церкви.

– Случается и такое. Еще полбеды, когда по этой причине из храма уходят дети. Они через какое-то время, когда пройдет обида, могут сюда вернуться. Страшно, когда люди взрослые, иногда даже облеченные духовным саном, делают такое. Из-за властолюбия, корыстолюбия и самолюбия, если что-то происходит не так, как бы им хотелось, они начинают обвинять не только окружающих людей, но не боятся гневаться на Самого Бога. Кто-то по этой причине начинает искать себе иных богов, уходя в раскол или секту, где не надо бороться с самим собой, а где, наоборот, всячески льстят человеческому властолюбию и самолюбию.

– Возможно ли застраховать себя и других людей от такого опрометчивого шага?

– Очень многое зависит от пастырей Церкви. Они должны стараться относиться ко всем людям ровно, с одинаковой любовью. И не только священникам, но и всем приходящим в храм Божий нужно много работать над тем, чтобы с помощью молитвы, исповеди и причастия искоренять из своего сердца гордыню, тщеславие и самолюбие. Иногда эти пороки до поры до времени скрываются за особой набожностью, но на самом деле мы можем любить больше себя, нежели Бога.

– Как подготовить себя к духовным испытаниям?

– Нужно никогда не забывать о том, что Господь, какими бы капризными и непослушными детьми мы ни были, не перестает нас любить. А потому все неприятности, случающиеся в нашей жизни, надо воспринимать как горькое лекарство, которое нас оздоровит, сделает более рассудительными, терпеливыми, не властолюбивыми и не корыстолюбивыми, а любящими Бога и других людей от всей души и от всего сердца.



error: Контент защищен !!