Внутреннее строение млекопитающих. Строение и функции внутренних органов млекопитающего

Скелет подразделяется на череп, позвоночник, пояса конечностей и кости самих конечностей. Череп устроен проще по сравнению с черепом пресмыкающихся и состоит из мозговой коробки, защищающей головной мозг, и лицевой части, включающей сросшуюся с черепом верхнюю челюсть и нижнюю челюсть, сочленяющуюся с чешуйчатой костью.

В лунках (альвеолах) на челюстях находятся зубы: резцы, клыки, предкоренные и коренные. Разные типы зубов выполняют различную функцию (так, клыки разрывают добычу, а коренные зубы измельчают и перетирают пищу). В течение жизни все зубы, кроме коренных, сменяются один или несколько раз. Первым шейным позвонком (атлантом) череп крепится к позвоночнику.

Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов. Позвонки (кроме крестового отдела) соединяются, оставаясь свободными, что обеспечивает гибкость тела. Рёбра образуют вместе с грудиной грудную клетку, защищающую сердце и лёгкие. Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток и ключиц; вороньи кости пресмыкающихся превратились у млекопитающих в отростки лопаток. К лопаткам присоединяются плечевые кости, а к ним - кости предплечья (локтевые и лучевые). Заканчиваются передние конечности кистью. Пояс задних конечностей (таз) состоит из сросшихся между собой и с крестцовыми позвонками седалищных, лобковых и подвздошных костей. Скелет каждой из задних конечностей состоит из бедра, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы.

Мускулатура развита хорошо. Большое количество различных по назначению мышц обеспечивает сложные движения млекопитающих.

Млекопитающие дышат лёгкими. Воздух в них попадает через ротовую полость или нос, далее через гортань, трахеи и бронхи. Сами лёгкие состоят из лёгочных пузырьков - альвеол; благодаря этому значительно увеличивается поверхность газообмена. Роль кожного дыхания очень невелика.

Механизм дыхания связан с изменением объёма грудной клетки в результате движения рёбер и диафрагмы (перегородки, разделяющей грудную и брюшную полости). Чем меньше размеры тела, тем больше совершается дыхательных движений.

Замкнутая система кровообращения состоит из большого и малого кругов. По малому кругу кровь движется к лёгким и от них; по большому кругу кровь разносится к голове, внутренним органам и конечностям. В четырёхкамерном сердце, состоящем из двух предсердий и двух желудочков, артериальная и венозная кровь полностью разделены. Частота сердечных сокращений зависит от интенсивности обмена веществ и может составлять десятки и сотни ударов в минуту. Эритроциты в зрелом состоянии лишены ядер, что увеличивает количество переносимого ими кислорода. Благодаря совершенной системе кровообращения и шерстяному покрову млекопитающие способны поддерживать постоянную температуру тела: 36-38 °C.

Защитные функции организма возлагаются на кровь и иммунную систему, состоящую из лимфатических желёз и большого количества лимфатических протоков.

Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью. В ней расположен язык, который помогает перемещать пищу во рту и заглатывать её, и зубы. Их число и форма зависит от того, какой пищей питается животное. Протоки слюнных желёз, открывающиеся в ротовую полость, выделяют слюну, смачивающую пищу.

Из ротовой полости по пищеводу пища попадает в желудок, иногда разделённый на несколько отделов. В желудке и в следующем после него кишечнике пища переваривается, питательные вещества всасываются в кровь. Непереваренные остатки через прямую кишку и анальное отверстие выходят наружу.

Органы выделения - парные почки, находящиеся в брюшной полости. Мочеточниками они соединяются с мочевым пузырём; в нём накапливается моча. У зверей мочеполовое и анальное отверстия разделены; клоака имеется только у однопроходных.

У млекопитающих функционируют две системы контроля: эндокринная и нервная. Эндокринная система при помощи выделяемых железами гормонов регулирует многие внутренние процессы организма. Нервная система регулирует как внутренние процессы (сердцебиение,перистальтические сокращения желудка и т. п.), так и высшую психическую деятельность. Большие полушария головного мозга покрыты корой, именно в ней происходят основные процессы высшей нервной деятельности. У наиболее высокоорганизованных млекопитающих кора образует извилины и борозды, резко увеличивающие её площадь. Много извилин имеет и мозжечок, обеспечивающий координацию сложных движений.

Степень развития органов чувств зависит от образа жизни млекопитающего. Так, киты не различают запахов, а у обитателя подземных ходов крота недоразвиты глаза.

Наземные млекопитающие обладают очень хорошим, тонким обонянием. Животные по запаху обнаруживают друг друга, получают сигналы опасности, выслеживают добычу. У большинства млекопитающих, особенно тех, которые ведут ночной образ жизни, хорошо развит слух; этому способствуют подвижные наружные ушные раковины. Длинные волосы (вибриссы, «усы»), расположенные, как правило, возле носа и глаз, помогают животным осязать пространство вокруг себя. У обезьян главным органом осязания являются кончики пальцев. Большого совершенства у млекопитающих достигли глаза.

Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши. Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы. Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы. Особо выделяют жёсткие длинные волосы - вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди. Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.

На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающих

Особенности строения млекопитающих

Покровы тела

Кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);

Волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);

Когти, ногти или копыта на концах пальцев

1. Череп (мозговая часть и лицевая)

2. Позвоночник - 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)

3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)

4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)

5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)

1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи

2. Опора тела.

3. Связь передних конечностей с позвоночником.

4. Связь задних конечностей с позвоночником

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.

Осуществление различных движений

Пищеварительная система

Ротовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) --» глотка --> пищевод --> желудок --» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) --» анальное отверстие.

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь

Дыхательная система

Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.

Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа

Кровеносная система

Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения.

Обмен веществ клеток с кровью.

Выделение

Почки (по одной с каждой стороны тела) --» мочеточники (от каждой почки) --» мочевой пузырь (один) --» мочеиспускательный канал.

Удаление избытка воды и продуктов распада

Нервная система

1. Головной мозг - на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)

2. Спинной мозг.

Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.

Поведение

Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды

Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе - матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).

Беременность - процесс внутриутробного развития зародыша.

Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко - смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).

Проявляют заботу о потомстве.

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Тема : "Строение скелета млекопитающих".

Цель работы: изучить особенности строения скелета млекопитающих.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 52 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Раскрасьте кости скелета млекопитающего (фиолетовым цветом - кости черепа, зеленым - позвоночника, голубым - пояса передних конечностей, коричневым - передние конечности, красным - пояс задних конечностей, желтым - задние конечности) и обозначьте их.

4. Запишите вывод об особенностях строения скелета млекопитающих.

Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном прогрессивном развитии: интенсивный обмен вещесв, постоянная высокая температура тела. Сравнение с птицами показывает их независимое и параллельное историческое развитие.

Задание 2. Заполните таблицу.

Строение и функции скелета млекопитающих (кролика)
Отдел скелета Особенности строения Функции
Череп крупный, меньше костей, чем у рептилий защита внутренних органов головы

Позвоночник:

шейный отдел

грдной отдел, ребра, грудина

поясничный отдел

крестцовый отдел

хвостовой отдел

семь позвонков

двенадцать позвонков

шесть, семь позвонков

четыре слившихся позвонка

разное число костей позвонков

защита и опора

Пояс передних конечностей

Передние конечности

Пояс задних конечностей

Задние конечности

парные лопатки, парные ключицы

2 крупные тазовые кости

передвижение, опора

Задание 3. Hаскрасьте системы внутренних органов млекопитающего (красным цветом - кровеносные органы, зеленым - пищеварительной системы, голубым - дыхания, коричневым - выделения, черным - размножения) и обозначьте их.

Задание 4. Количество пищи, съедаемой в течение суток маленьким млекопитающим - землеройкой, превосходит массу ее тела а 2-4 раза. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Почему существует такое несоответствие в количестве пищи, съедаемой различными живоными?

Потому что у землеройки очень быстрый обмен веществ, сердце бьется быстрее, чем сердце тигра. Поэтому землеройке необходимо постоянно есть.

Задание 5. Заполните таблицу.

Строение и функции систем внутренних органов млекопитающего
Система органов Особенности строения Функции
Пищеварительная рот, глотка, зубы, пищевод, желудок, кишечник, толстая кишка переваривание пищи
Дыхательная проводящие пути, легкие, трахея, гортань поступление кислорода в организм и выведение углекислого газа
Кровеносная четырехкамерное сердце: 2 желудочка и 2 предсердия перенос питательных веществ по организму
Нервная передний головной мозг, спинной мозг отвечает за чувства, осязание, обоняние
Выделительная почки, мочеточники, мочевой пузырь выделение продуктов обмена

Класс Звери считается верхом эволюции. Терморегуляция, рефлексы, поведение осуществляются благодаря сложному внутреннему строению млекопитающих.

Отличия зверей от рептилий и птиц

Несмотря на схожесть с рептилиями (четыре лапы, хвост) и птицами (теплокровность, строение кровеносной системы), звери имеют индивидуальные особенности внутреннего строения :

  • скуловая кость;
  • развитая кора головного мозга, обуславливающая сложное поведение;
  • безъядерные клетки крови;
  • диафрагма - мышечная перегородка, отделяющая грудину от брюшной полости;

Рис. 1. Диафрагма млекопитающих.

  • три слуховые косточки - молоточек, наковальня и стремечко;
  • анальное отверстие;
  • млечные железы, сосцы;
  • плацента.

Для млекопитающих характерно живорождение, т.е. детёныши рождаются полностью сформировавшимися. Исключением являются утконосы и ехидны, откладывающие яйца.

Строение систем органов

Краткое описание каждой системы органов представлено в таблице “Внутреннее строение млекопитающих”.

Система органов

Отделы

Строение

Опорно-двигательная

Хорошо развитый лицевой и объёмный мозговой отделы

Позвоночник

Состоит из 7 шейных позвонков, 12-15 - грудных, 2-9 - поясничных, 1-9 - крестцовых (отсутствует у китов), 3-49 - хвостовых. Позвонки соединены хрящевыми дисками, обеспечивающими подвижность. Дуги позвонков образуют трубку, в которой располагается спинной мозг

Грудная клетка

Рёбра соединяют грудные позвонки с грудиной

Плечевой пояс

Состоит из лопаток и ключиц

Образован парными лобковыми, седалищными, подвздошными костями

Конечности

Передние включают плечо, предплечье, кисть, состоящую из запястья, пясти, пальцев, образованных фалангами. Задние включают бедро, голень, стопу, образованную предплюсной, плюсной, пальцами

Нервная

Головной и спинной мозг

Образуют центральную нервную систему. Головной мозг состоит из переднего, промежуточного, среднего отделов, продолговатого мозга и мозжечка. Обрабатывает информацию, отвечает за поведение и мышление. Спинной мозг осуществляет рефлексы

Черепные и спинномозговые нервы

Составляют периферическую нервную систему. Отходят к тканям, передают импульсы от органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания

Сердечно-сосудистая

Четырёхкамерное, два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешивается

Подразделяются на аорту, артерии, вены, капилляры. Малый круг, несущий венозную кровь и проходящий через лёгкие, начинается от правого желудочка и заканчивается левым предсердием. От левого желудочка отходит левая дуга аорты, начинающая большой круг кровообращения по всему организму. Венозная кровь возвращается в правое предсердие

Дыхательная

Верхние дыхательные пути

Включают нос, носоглотку и частично ротовую полость

Нижние дыхательные пути

Состоят из гортани, трахеи, бронхов. Гортань образуют хрящи и голосовые связки - складки слизистой оболочки. Бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево, оканчивающееся тонкими ветвями - бронхиолами

Парный орган, пронизанный бронхиолами. Состоит из альвеол - лёгочных пузырьков, опутанных капиллярами

Пищеварительная

Пищеварительный тракт

Включает ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, кишечник. Осуществляет проглатывание, продвижение, переваривание пищи, всасывание воды и питательных веществ, формирование каловых масс

Включают слюнные железы, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу. Открываются протоками в пищеварительный тракт и помогают расщеплять пищу

Выделительная

Парные, бобовидные, находятся в поясничной области. Осуществляют фильтрацию крови

Мочеточники

Парные трубки, соединяющие почки с мочевым пузырём

Мочевой пузырь

Непарный, полый, открывается наружу мочеиспускательным каналом

Половая

Женские органы

Включают парные яичники с отходящими яйцеводами и матку, открывающуюся наружу влагалищем

Мужские органы

Включают парные семенники, расположенные снаружи в мошонке, семяпроводы и пенис

Рис. 2. Внутреннее строение млекопитающих.

Желудок жвачных животных (корова, олень, жираф) состоит из четырёх камер - рубец, сетка, книжка, сычуг. В рубце целлюлоза расщепляется простейшими и бактериями. В сетке отделяются мелкие частицы, а крупные возвращаются в рубец. В книжке всасывается вода. Сычуг является железистым желудком, соединяющимся с двенадцатипёрстной кишкой.

Оборудование: фотографии собаки, гепарда, тигра (с высунутым языком); одного-двух усатых китов (синий кит, южный кит); таблица «Внутреннее строение млекопитающего»; схема строения легких млекопитающего с выделенными цветом альвеолами и обозначенной диафрагмой.

ХОД УРОКА

После организационного момента и письменного тест-опроса по материалу, изученному ранее, переходим к изучению нового материала.

Актуализация знаний, фронтальная эвристическая беседа . Итак, мы с вами многое уже знаем о млекопитающих – их общую характеристику, особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры. Цель сегодняшнего урока – выяснить, каковы особенности внутреннего строения млекопитающих.

Вопрос. Что из того, что нам уже известно, позволит сделать предположения об особенностях систем органов? Какие данные могут служить подсказкой?

(Млекопитающие – высокоорганизованные животные; они теплокровны. Теплокровность и строение систем внутренних органов взаимосвязаны .)

Примечание. Разумеется, приводимые ответы являются примерными – их правильность, четкость и полнота зависят от уровня подготовки класса. В случае затруднений учитель может задать «наводящие» вопросы.

Да, теплокровность – основной показатель высокого уровня обмена веществ животного. С работой каких конкретно систем органов связан уровень обмена веществ и поддержание теплокровности?

(С работой кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем, т.к. они обеспечивают поступление к органам и тканям питательных веществ и кислорода. )

Пищеварительная система «отвечает» за поступление в организм питательных веществ и энергии в виде химических связей. Эта энергия используется при мышечной работе и при образовании веществ самого организма (например, из аминокислот строятся белки), «своих» для каждого вида. Часть энергии выделяется в виде тепла, что обеспечивает повышение температуры тела.
Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода, который расходуется в клетках при распаде сложных веществ до простых. Именно в таких реакциях выделяется большая часть энергии.
Кровеносная система доставляет питательные вещества от органов пищеварения и кислород от легких к органам и тканям всего организма.

(В некоторых классах дети сами могут рассказать об этом при ответе на вопрос «Почему именно эти системы органов отвечают за теплокровность?»)

Вопрос. Раз млекопитающие теплокровны, какими должны быть у них эти системы органов?

(Совершенными, а также развитыми, дифференцированными – разделенными на специализированные отделы и т.д. Возможны разные варианты ответов .)

Вопрос. Что означают слова «совершенный», «высокоразвитый» применительно к каждой системе органов? Начнем с пищеварительной системы.

(Пищеварительная система должна обеспечивать возможность поступления большого количества пищи и наиболее полного ее усвоения. Следовательно, она должна быть хорошо дифференцированной – на одном участке пища должна измельчаться, на других – разные вещества должны перевариваться; для хорошего усвоения переваренных веществ нужен достаточно длинный кишечник, хорошо развитые пищеварительные железы. )

Вопрос. А можем мы предположить, какие отделы присутствуют в пищеварительной системе млекопитающих, какова их последовательность? Может ли нам помочь информация о том, что млекопитающие – класс типа Хордовые?

(У млекопитающих, как у большинства хордовых, должны иметься рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник и пищеварительные железы, в том числе поджелудочная железа .)

Вопрос. А какой должна быть дыхательная система, чтобы обеспечивать поступление достаточного для теплокровности количества кислорода?

(Легкие должны иметь большую поверхность, чтобы площадь соприкосновения воздуха с капиллярами была большой. )

Вопрос. Сравнивая млекопитающих с такими же высокоразвитыми животными (например, с птицами), можем ли мы предположить уже сейчас, не заглядывая в учебник, из каких отделов состоит их дыхательная система?

(Обязательно должны быть воздухоносные пути, в которых воздух согревается или охлаждается (в зависимости от условий), где задерживается пыль. Скорее всего, это носовая полость, гортань, трахея и бронхи, и место, где происходит газообмен, – легкие .)

Вопрос. А какой тип кровеносной системы обеспечивает высокий уровень обмена веществ? По какому классу животных мы можем об этом судить?

(Птицы – теплокровные животные. К тканям и органам у них поступает только артериальная кровь, богатая кислородом. Венозная и артериальная кровь не смешиваются в сердце за счет того, что оно четырехкамерное. А так как есть легкие, то должно быть два круга кровообращения (второй круг кровообращения возник впервые у земноводных именно с появлением легких!). Можно предположить, что у млекопитающих кровеносная система устроена аналогично .)

Итак, мы с вами по сути дела «сконструировали», каким должно быть внутреннее строение млекопитающих.

(Учитель открывает створки доски. На доске – схема .)

Мы пока не говорили еще об одной системе органов – как бы ни был совершенен обмен веществ, все равно в процессе жизнедеятельности образуются продукты распада, которые должны удаляться из организма. Понятно, что эту функцию будут выполнять почки. А вот другие особенности выделительной системы мы с вами «нафантазировать», предположить заранее, не сможем.

Посмотрите еще раз на созданные нами «конструкции» строения систем внутренних органов. Примерно то же строение имеют соответствующие системы органов птиц. Есть сходство в «сочиненном» нами организме и с пресмыкающимися – в пищеварительной системе, отчасти в дыхательной. А ведь мы знаем, что птицы (класс в целом) – животные очень специализированные; все системы органов у них работают очень эффективно в связи с приспособленностью к полету. Между млекопитающими и птицами есть отличия не только во внешнем облике, но и во внутреннем строении. Есть отличия между млекопитающими и пресмыкающимися. В чем же состоят эти отличия?

На партах у вас учебники, у некоторых – дополнительная литература и карточки с заданиями. Каждая пара работает над конкретным заданием, часть заданий одинакова. А в результате у нас с вами должна получиться целостная картина внутреннего строения млекопитающего – каждый внесет в нее свою лепту. На работу вам отводится 6 минут. За это время вы должны четко и кратко ответить на вопросы и дополнить схемы на доске. Тот, кто закончит раньше других, должен перенести схемы с доски в тетради. Тот, кто не успеет этого сделать, восстановит их по памяти дома, они очень простые.

Задания на карточках

1. Чем отличается пищеварительная система зверей (млекопитающих) от пищеварительной системы птиц? Найдите на рисунке органы пищеварительной системы млекопитающих и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

Подсказка: учебник Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные. Для 7–8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994. С. 165 (§ 55, п. 1); с. 166 (рис. 237, 238); с. 195 (4-й абзац сверху); § 65, п. 2 (пищеварительная система); с. 197 (рис. 292, 293).

(В отличие от птиц, у млекопитающих нет зоба, нет клоаки. У зверей есть зубы, а у птиц – нет. У млекопитающих появляется прямая кишка. Непереваренные остатки пищи выходят через анальное отверстие. На границе между тонкой и толстой кишкой лежит слепая кишка – там происходит брожение и расщепление растительной клетчатки. )

Дополнение к схеме: прямая кишка, анальное отверстие, слепая кишка.

2. Чем отличается пищеварительная система млекопитающих от пищеварительной системы пресмыкающихся?

Подсказка: Биология. Пособие для поступающих в вузы.// Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2000. С. 352, (статья «Пищеварительная система»).

(В отличие от пресмыкающихся, у млекопитающих зубы делятся на клыки, резцы, коренные, а у пресмыкающихся они одинаковые, недифференцированные. И пресмыкающихся так же, как у птиц, есть клоака, а у млекопитающих – прямая кишка и анальное отверстие. «Только у одной группы, в которую входят ехидна и утконос, сохраняется клоака», – дополняет учитель .)

Дополнение к схеме: прямая кишка, анальное отверстие .

3. Чем отличается дыхательная система зверей (млекопитающих) от дыхательной системы птиц? Найдите на рисунке в учебнике органы дыхательной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

Подсказка: учебник, статьи «Дыхательная система» на с. 166, 167, 168*.

(У птиц легкие представляют собой губчатые тела и содержат «перегородки». В легких млекопитающих бронхи ветвятся на большое количество еще более мелких ответвлений (бронхиол), которые заканчиваются пузырьками (альвеолами). Кроме того, в механизме дыхания участвуют не только межреберные мышцы, но и диафрагма .)

Дополнение к схеме: альвеолы, диафрагма .

4. Чем отличается кровеносная система зверей (млекопитающих) от кровеносной системы птиц? Найдите на рисунке органы (отделы) кровеносной системы и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

Подсказки:

1. Учебник с. 198 (рис. 295), с. 168 (рис. 243). Внимательно рассмотри схемы строения сердца!

2. Биология: Пособие для поступающих в вузы, т. 1. – М.: ООО Изд. Новая Волна: ЗАО Изд. Дом ОНИКС. Авт. Чебышев, Кузнецов, Зайчикова, Гуленков – с. 373, 5-й абзац сверху (т.е. со слов «Кровеносная система замкнутая...» до слов «...Сердце у птиц крупнее, чем у млекопитающих.»), с. 403, статья «Кровеносная система», 1- и 2-й абзац.)

3. Биология. Пособие для поступающих в вузы. //Под ред. В.Н. Ярыгина. С. 366 и с. 360, статьи «Кровеносная система».

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990. Т. 2. С. 193 (статья «Птицы и млекопитающие). Общий план строения» и статья «Пресмыкающиеся: крокодил».

(Главное различие кровеносной системы млекопитающих и птиц в том, что у птиц дуга аорты отходит вправо; левой дуги аорты нет. У млекопитающих же наоборот, нет правой, но есть левая дуга аорты. У пресмыкающихся есть и правая, и левая дуги аорты .)

Дополнение к схеме: левая дуга аорты .

Дополнительная информация: кроме того, имеется отличие в строении эритроцитов – клеток крови, которые транспортируют кислород к органам и тканям, а от них к легким – углекислый газ. В них содержится гемоглобин (вещество, присоединяющее к себе кислород или углекислый газ). У млекопитающих в эритроцитах нет ядер, что позволяет увеличить в них содержание гемоглобина. В итоге увеличивается кислородная емкость крови, и к органам и тканям поступает больше кислорода.

5. Каковы особенности выделительной системы млекопитающих? Чем она отличается от выделительной системы птиц? Найдите на рисунке в учебнике органы выделительной системы млекопитающих и приготовьтесь показать их по таблице у доски.

Подсказка: учебник, с. 199, с. 197 (рис. 292); с. 168.

(У млекопитающих в выделении продуктов распада принимают участие почки и потовые железы. У птиц нет потовых желез. У млекопитающих есть мочевой пузырь, а у птиц его нет в связи с приспособленностью к полету. Моча у зверей выходит из мочевого пузыря через мочеиспускательный канал. У птиц моча выходит через клоаку .)

После того как учащиеся закончат работать с карточками, они, по выбору учителя, зачитывают задание и отвечают на поставленный вопрос. Учитель комментирует ответы, дополняя схему на доске. В результате она приобретает следующий вид:

Итак, мы уточнили составленные нами схемы строения систем органов млекопитающих. В начале урока мы ставили перед собой цель – выяснить особенности строения систем внутренних органов зверей. Цель мы достигли. Безусловно, каждая из систем органов нужна и важна. Благодаря их совершенству у млекопитающих поддерживается высокий уровень обмена веществ и высокая и постоянная температура тела. Но возникает еще один интересный вопрос: за счет чего она не просто высокая, а именно постоянная. Что позволяет организму не перегреваться и не переохлаждаться? Послушаем сообщение.

«Терморегуляция» – сообщение учащегося

Теплокровностью (по-другому – гомойотермностью, от греческих слов homoios – подобный и therme – тепло) называют способность организма поддерживать постоянную температуру тела вне зависимости от колебаний температуры внешней среды. Теплокровность характерна для птиц и млекопитающих.
На изменения температуры реагируют особые рецепторы – терморецепторы. Они передают сигналы в один из отделов мозга – гипоталамус, а тот «руководит» организмом в нужном направлении: или уменьшать теплоотдачу, сохраняя тепло, или увеличивать ее. От перегрева организм спасает отток крови в расширяющиеся капилляры кожи, где кровь охлаждается и охлажденной вновь поступает внутрь тела. Кроме того, при угрозе перегрева увеличивается потоотделение. У некоторых зверей потовые железы располагаются не по всему телу. Например, у собак они – только на подушечках пальцев. Таким животным помогает так называемая тепловая одышка – влага у них испаряется с высунутого языка. (Демонстрирует фото животных с высунутым языком – собаки, гепарда, тигра. )
От резких колебаний температуры организм млекопитающего защищает, конечно, и шерстный покров. Кроме того, у многих зверей под кожей располагается жир, он выполняет изолирующую функцию, т.к. плохо проводит тепло. Например, у усатых китов толщина слоя жира может достигать полуметра. (Демонстрирует фото какого-нибудь усатого кита. ) Существуют и поведенческие механизмы терморегуляции: животные стараются избегать слишком жарких мест (прячутся в тень) и слишком холодных (строят убежища). Во время холодов звери сворачиваются в клубок, уменьшая таким образом поверхность, которая соприкасается с холодным воздухом.
Существует химическая терморегуляция – в результате временного усиления обмена веществ повышается и выработка тепла.
Итак, мы подробно ознакомились с внутренним строением млекопитающих. Тем не менее, это только самый первый взгляд на эту группу животных. Звери очень разнообразны, среди них есть более и менее высокоорганизованные. Разные звери питаются разной пищей. Млекопитающие живут в самых разных районах Земли и освоили разные местообитания. Некоторые, например киты и дельфины, проводят жизнь в воде, другие – в почве. Есть среди зверей и летающие. Естественно, такие разные животные отличаются друг от друга не только внешне, но и деталями внутреннего строения. С разными отрядами млекопитающих мы будем знакомиться на следующих уроках. Но прежде надо обязательно выучить основные черты систем органов зверей.

Домашнее задание. § 65 учебника

Дополнительное задание. Составить тестовые вопросы к § 65.

Индивидуально : доклады «Жизнь утконоса»; «Жизнь кенгуру».

* В указанном варианте «подсказки»(учебнике А.И. Никишова, И.Х.Шаровой) термины «бронхиола» и «альвеола» не приводятся. Для знакомства учащихся с этими понятиями, видимо, необходим комментарий учителя или использование дополнительной литературы. Нет в учебнике и упоминания о «перегородках», под которыми, вероятно, имеются в виду парабронхи – поперечные соединения между вторичными бронхами в легких птиц. Бронхиолы в легких птиц также имеются, но представляют из себя слепые ответвления парабронхов. Кроме того, представляется важным подчеркнуть отсутствие у млекопитающих системы воздушных мешков и «двойного дыхания». – Прим. ред.



error: Контент защищен !!