Последствия коррупции. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы

Общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции. Экономические условия развития коррупции. Социально-психологические условия коррупции.
/Владимир Белай,советник/
Социальные программы, гуманитарная помощь, распределение бюджетных ресурсов, управление государственными активами и пакетами акций, квотирование, выдача разрешений, оценка стоимости товара или ущерба, управление недвижимостью и рынком земли, ценообразование, государственные закупки – коррупция имеет место в этих и многих других сферах и операциях. Несмотря на все их разнообразие, есть несколько параметров, которые резко увеличивают вероятность возникновения коррупции.

§ 1. Общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции.
Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает на данном этапе развития не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому не удивительно, что она следует общим закономерностям общественного развития, в том числе и негативным.
К общим проблемам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе модернизации и особенно переживающих период перехода от централизованной экономики к рыночной, относятся следующие:
1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода. К ним относится, прежде всего, медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции. Другое обстоятельство - преодоление слияния власти и экономики, свойственно тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.
2. Экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями «блата» как одной из форм низовой коррупции. Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее присутствие государства в экономике, отсутствие четких регулятивных механизмов) формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.
В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть - сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.
3. Неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Достаточно напомнить, что в России начало приватизации (ее партийно-номенклатурный этап) проходило вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля.
Если раньше, при советском режиме, коррупцию часто порождал контроль над распределением основного ресурса - фондов, то на начальных этапах реформы чиновники резко разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовать крупные социальные проекты и т.п. Экономическая либерализация сочеталось, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит одновременно благодарнейшей почвой для коррупции. До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает обильный поток коррупции. К этому следует добавить множество плохо определенных переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих коммерсантам чувствовать себя чиновниками, а чиновникам - коммерсантами.
Неразвитость законодательства проявляется и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур. Здесь различные виды коррупции порождаются:
противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);
незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.
4. Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат. Речь идет прежде всего об исполнительной власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. Причем чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратится аппаратом на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты, и следовательно система управления, отстают от этих изменений. В позднем Союзе и ранней России было особо отчетливо видно, как реагировала система управления на усложняющиеся и множащиеся проблемы: плодила свои системные пороки, увеличивая аппарат, вводя дополнительные иерархические уровни управления, создавая огромное число безответственных координационных структур. Итог прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, тем легче в ней угнездиться коррупции.
На первых стадиях преобразований государству особенно трудно научиться всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение прав рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель ищет ее у конкретных чиновников. Так устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные. Неэффективность государства проявляется в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась новая, современная система отбора и продвижения государственных служащих. В результате новая волна чиновников содержит немало проходимцев, идущих на государственную службу с заранее обдуманными намерениями использовать свое служебное положение в целях, весьма далеких от благородных. Нередко прямое делегирование "агентов влияния" из коммерческих структур в административные.
5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.
6. Неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:
несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;
неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров;
несовершенство выборного законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных компаний.
Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.
Реальная политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма - с другой стороны. В результате снижаются шансы политической нестабильности. Фиктивная политическая жизнь, невозможность политической оппозиции ответственно влиять на ситуацию подталкивают оппозиционных политиков разменивать политический капитал на экономический. При этом, с учетом прочих условий, осуществляется плавный переход от полулегитимного лоббизма к откровенной коррупции.

§ 3. Социально-психологические условия коррупции.
На масштабность коррупции большое влияние оказывает морально-психологическая атмосфера, царящая в обществе. Значительная часть государственных служащих рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых им предстоит сделать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. К принятию противоправного решения их могут подталкивать следующие социально-психологические факторы:
1. Информационная среда, формирующая снисходительное и даже поощрительное отношение к коррупции. Честный государственный служащий, который каждый день слышит и читает, что известные политики и высшие должностные лица используют свои публичные возможности для личного обогащения, что "У нас берут все!", может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. В этой атмосфере он не видит сдерживающих факторов для своего личного обогащения. Ему остается только дождаться удобного случая для своей "реабилитации".
2. Ощущение политической и экономической нестабильности, что подталкивает чиновника идти на риск и обменивать свой властный капитал на капитал экономический.
3. Несоответствие заработной платы сложности и ответственности выполняемого служащим труда, неэффективная система социальных гарантий.
4. Несправедливость при продвижении по служебной лестнице.
5. Слабость системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенные проступки.
Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, - двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей актикоррупционную тематику. С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой "по умолчанию" частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных органов, борющихся с коррупцией. Обвинения в коррупции стали настольно обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.
Чиновник может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий "пограничного" характера к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения. В переходные периоды плавное вхождение в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам.
Например, в прежней системе существовал особый вид ценных бумаг - документы, снабженные разными визами, резолюциями и "уголками" с грифами от Политбюро до сельсовета. Они допускали неформализованную конвертацию властного капитала в экономический. Эта практика сохранялась во всех ветвях и уровнях власти и с огромным трудом изживается сейчас.
Устоявшиеся демократические традиции допускают конвертировать экономический капитал во властный (например, через механизм выборов), но в своих развитых формах препятствует конвертации властного капитала в экономический.
Специфика переходного периода - смещение традиционных и культурных стереотипов, свобода практически беспрепятственной конвертации одних форм капитала в другие. В результате должностные лица рассматривают свою службу как продолжение рынка, а демократию трактуют как свободу преобразования нормального рынка в рынок коррупционных услуг.
http://www.proknadzor.ru/law/corrupt/...pter2.html
Молодежный союз юристов. Правовой всеобуч.


Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение (Табл. 4). Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками.

Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно, зарубежные) и, в конечном счете, экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%. По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Таблица 4. ЧАСТОТА И РАЗМЕРЫ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТОК В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ в конце 1990-х (согласно исследованиям европейского банка реконструкции и развития и всемирного банка).
Страны Процент фирм, часто дающих взятки Средний процент взяток от ежегодного дохода фирм
Азербайджан 59,3 6,6
Армения 40,3 6,8
Видеоблог Дмитрия Медведева

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Экономическая теория и управление»

по дисциплине

«Правовые основы противодействия коррупции »

Влияние коррупции на государственную экономику

Слушатель курсов переподготовки:

Руднева Е.В.

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук,

Егоров Геннадий Геннадьевич

Волжский 2015г

«Не подмажешь -- не поедешь»

Русская пословица

Коррупция представляет собой социальный феномен, предполагающий деятельность государственных служащих, их взаимоотношения с другими членами общества, связанные с использованием ими своего должностного положения в личных корыстных целях, приносящим ущерб государственными общественным интересам.

Коррупция является универсальным явлением, поскольку она, возникнув вместе с человеческой цивилизацией объективно присуща всем моделям социального устройства. Ее возникновение возможно с момента обособления функций управления обществом, формированием соответствующих институтов и появлением группы управляющих людей. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в общественных, а в личных корыстных интересах. А у остальных членов общества может возникнуть желание повлиять на властителей при помощи различных форм вознаграждения с целью получения решения, учитывающего их интересы по спорным или насущным проблемам жизнедеятельности.

Для коррупции при этом характерны следующие признаки: 1) особое социально-привилегированное положение властвующих субъектов как основных участников коррупционных отношений, 2) неправомерное использование ими общественных и государственных ресурсов, 3) скрытый, неформальный и согласительный характер коррупционных отношений, 4) способность коррупционных действий к постоянному изменению и совершенствованию.

Коррупция негативно сказывается на всех сферах общественной жизни. Она приводит к росту теневой экономики, нарушению конкурентных рыночных механизмов, уменьшению налоговых поступлений, ослаблению государственного бюджета. В результате снижается работоспособность государственного аппарата управления, уменьшается доверие населения к представителям власти, падает престиж страны на международной арене. Из-за развития коррупционных практик происходит увеличение имущественного неравенства и бедности основной части населения. Коррупция прямо содействует криминализации общества, укреплению организованной преступности и дискредитации права как основного инструмента регуляции жизни государства и общества.

Эксперты Всемирного банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности: по их данным, 40 % предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки.

В России решение проблемы коррупции еще далеко от окончательного. Все количественные индикаторы, построенные как отечественными, так и иностранными исследователями, свидетельствуют либо о росте, либо о стабилизации уровня коррупции. По итогам 2010 года правоохранительным органам удалось пресечь более 31 тысячи преступлений коррупционной направленности, из них около 10 тысяч - это факты взяточничества. Ущерб от коррупционных преступлений за 2012 год оценивается, по словам генпрокурора РФ Юрия Чайки, почти в 21 млрд. рублей, за указанный период было выявлено более 40 тысяч коррупционных преступлений. Независимые эксперты подчеркивают, что официальная статистика и раскрываемость преступлений такого рода не отражают в полной мере реального объема взяточничества и лихоимства: так, по мнению профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Елены Румянцевой, ущерб от коррупции составляет триллионы рублей в год.

Сложившаяся с коррумпированностью должностных лиц в российском государстве ситуация во многом объясняется социокультурными причинами. С одной стороны, к ним относятся устойчивая воспроизводимость коррупции на протяжении всей истории российской государственности, доминирование коллективистических ценностей и неформальных отношений в среде государственных служащих, высокий уровень дистанции власти между государственными служащими и гражданами. С другой стороны, воспроизводство коррупции обусловлено переходным этапом развития современной России, повлекшем упадок экономики и политическую нестабильность, падение общего уровня культуры населения, изменения в иерархии ценностных установок членов общества в сторону доминирования материальных потребностей над духовными.

Эти социокультурные основания коррупции привели к развитию в российском обществе многих форм коррупционной деятельности. В системе государственной службы получили распространение такие формы коррупционной деятельности, как взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм, коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и политическая коррупция.

Поэтому игнорирование данных оснований коррупции не может способствовать разработке эффективной антикоррупционной политики, приводящей к снижению распространенности коррупционных отношений до уровня, не вредящего нормальному общественному функционированию и развитию современного российского общества.

Российское государство для получения положительного результата в сфере борьбы с коррупцией должно осуществлять антикоррупционную политику, предполагающую проведение целого комплекса мероприятий. Она должна включать в себя систему мер, направленных как на пресечение и уголовно-правовое преследование совершаемых коррупционных действий, так и на предотвращение их возникновения путем устранения возможностей злоупотребления властью.

Предпосылки развития коррупции

Среди инструментальных предпосылок развития коррупции в органах исполнительной власти можно выделить следующие:

Низкий уровень официальных доходов в органах исполнительной власти; коррупция должностной власть

Низкая степень ответственности чиновников: ожидаемая вероятность наказания за коррумпированное поведение и его тяжесть;

Низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии;

Низкая эффективность институционального контроля за коррупцией;

Непрозрачность действующей системы формальных правил;

Лояльное отношение к административной коррупции политического руководства страны.

В докладе специалистов Всемирного банка о конкурентоспособности стран мира за 2012-2013 годы, среди факторов, затрудняющих ведение бизнеса в России, коррупция занимает первое место (20.5%), далее идут бюрократизм и неэффективность государственного аппарата (11.9%), трудности финансирования (10.0%), высокие ставки налогов (9.3%) и другие факторы.

Коррупция и инвестиции.

Как показывают достаточно многочисленные эмпирические исследования, чем выше уровень коррумпированности чиновников в государстве, тем менее привлекательно это государство для иностранных инвесторов. Дело в том, что для инвесторов представляют угрозу не сами по себе взятки, а тот уровень неопределенности, который присущ коррумпированной системе: коррупция, в отличие от налогообложения, непредсказуема и непрозрачна. Практически всегда отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы обеспечения выполнения коррупционных соглашений.

Инвестиции в экономику являются одним из важнейших факторов успешного развития страны, и их доля служит одним из важных индикаторов качества роста. Одно из важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций - это исследования Пауло Моро, в том числе «Коррупция и рост» (PaoloMauro, 1995). Он поставил своей целью «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост и измерить величину этих воздействий». Для этого использовались различные показатели, разработанные организацией BusinessInternational. Всего использовалось 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран. Респонденты оценивали факторы риска по шкале от 1 до 10. Одним из 56 факторов была коррупция, определенная как «уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции». Использовались также индикаторы коррупции, в частности «качество судебной системы» и «степень бюрократической волокиты». Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, то есть уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций. Эти же выводы подтверждаются и другими исследованиями, так, исследования специалистов Всемирного банка свидетельствуют о том, что коррупция существенно уменьшает объемы внутренних и внешних инвестиций. Рассматривая коррупцию, как своеобразный «налог» на бизнес, они считают, что каждое увеличение этого «налога» на один процент сокращает приток прямых инвестиций в страну на пять процентов.

Коррупция и экономический рост.

Еще одним весьма актуальным вопросом является взаимосвязь между уровнем коррумпированности страны и темпами экономического роста. Учеными выявлена значительная отрицательная корреляция между ВВП на душу населения и уровнем коррумпированности страны: бедные страны,

как правило, сильнее коррумпированы, чем богатые. Этот вывод

подтверждают многочисленные статистические исследования.

Коррупция и государственные расходы.

Влияние коррупции на государственные расходы также рассматривалось в ряде исследований. Интуитивно ожидается, что высокий уровень коррупции исказил бы весь процесс принятия решения, связанный с проектами государственного инвестирования. Оказывая предпочтение большим капиталоемким проектам за счет небольших проектов социальной инфраструктуры, те, кто распределяет ресурсы, могут иметь больше возможностей для получения нелегальных доходов. Конкретные факты подтверждают это предположение. Статистические исследования на основе межстрановых данных (и среди них исследование П. Моро) показывают, что эффективность государственных расходов и, в частности, расходов на образование и здравоохранение, падает с ростом коррумпированности страны.

Коррупция и международная торговля.

«Коррупция делает взаимоотношения иностранного инвестора с правительственными чиновниками, необходимые, например, для получения экспортных лицензий или разрешений на организацию производства, менее прозрачными и более дорогостоящими. В этом случае, существование местного экономического партнера сокращает для иностранного инвестора трансакционные издержки».SmarzynskaandWei.

Исследования воздействия коррупции на международную торговлю осложняется большим количеством показателей, которые необходимо учитывать при таком анализе, в частности: языковые барьеры, географическая протяженность, структура экспорта и импорта, торговые барьеры и многое другое. Однако доказано, что коррупция также является причиной барьеров в торговле и, в частности, приводит к значительному росту и многообразию тарифных ставок на импортируемые товары. Большое разнообразие (т.е. сложность) импортных пошлин увеличивает возможность таможенных чиновников получать коррупционные доходы, манипулируя классификацией импортируемых товаров.

Коррупция и возможности макроэкономического управления.

Коррупция сказывается на потенциальных возможностях макроэкономической политики. Рост коррупции сокращает доходную часть бюджета государства, так как, с одной стороны, как было показано, коррупция оказывает дестимулирующее воздействие на экономическую активность индивидов, а с другой стороны, высокая коррупция в фискальных органах способствует уменьшению собираемых налоговых платежей. Коррупция оказывает негативное воздействие на так называемый коэффициент производительности налога на добавленную стоимость - отношение доли собранного НДС в ВВП к стандартной ставке НДС. Понятно, что теоретически, при отсутствии коррупции в налоговых органах и, соответственно, массовых уклонений от уплаты данного налога два этих показателя должны быть равны между собой. Однако, на практике, коэффициент корреляции между уровнем коррупции и коэффициентом производительности НДС равен -0,34 Статистический анализ подтверждает, что коррупция взаимосвязана со средствами управления потоками капитала. На это есть две причины: во-первых, чем более коррумпирована страна, тем меньше ее способность собирать налоги, предельные издержки взимания налогов резко увеличиваются с ростом коррупции; во-вторых, прямые иностранные инвестиции составляют относительно меньшую долю импорта капитала в коррумпированных странах, чем в странах с меньшим уровнем коррупции. Коррумпированные страны имеют более неустойчивый портфель сбережений, что, в свою очередь, снижает возможности макроэкономического управления.

Коррупция и размер теневой экономики.

Размер теневого сектора в различных странах был предметом изучения в течение последних двух десятилетий в многочисленных исследованиях. Существуют, очевидно, двусторонние взаимосвязи между коррупцией и деятельностью теневой экономики. С одной стороны, ясно, что любая экономическая деятельность какого-либо масштаба нерегулируемая законами, нуждается в бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно, чаще всего через коррупцию. Спрос на незаконные действия часто может быть последствием издержек, связанных с законной регистрацией и организацией, и с использованием бюрократией своих полномочий. Законность означает значительные постоянныеиздержки. В бедных странах относительный размер теневой экономики вероятнее будет выше, чем в богатых. Также обнаруживается, что незаконные структуры должны платить относительно больше из их чистого дохода (в виде взяток), чем законные. Тем не менее, сама коррупция также является причиной того, что фирмы уходят в подполье. Более того, коррумпированность увеличивается с увеличением доли теневого сектора в экономике.

Положительная эмпирическая связь между коррупцией и долей теневого сектора в экономике подтверждается и теоретически, и эмпирически, являясь одним из основных механизмов, с помощью которого коррупция глубоко закрепляется в обществе. Коррупционные сборы с теневой экономики, достающиеся легальным бюрократическим структурам, весьма выгодны для них, и поэтому бюрократии выгодней как можно больший теневой сектор, если страна сильно коррумпирована.

Меры борьбы с коррупцией

Для повышения эффективности противодействия коррупционной преступности необходимо осуществлять согласованные действия всех структур, занимающихся вопросами противодействия коррупции по следующим основным направлениям:

Развитие и внедрение общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

Обеспечение прозрачности всех административных и правовых процедур и принятия решений, их жесткую регламентацию;

Ужесточение ответственности за коррупционные преступления и совершенствование экономических мер противодействия (необходимо, чтобы коррупционное преступление было экономически невыгодным);

Расширение международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;

Искоренение сложившейся системы подбора кадров государственной и муниципальной службы по принципу родства, личной преданности и дружеских отношений для создания команды «единомышленников». Жесткая регламентация в подборе кадров, жесткий контроль доходов должностных лиц, эффективная система поощрения работников;

Развитие системы социального контроля, осуществляемого над поведением человека, функционированием институтов, предприятий и организаций, общества в целом;

Формирование у граждан антикоррупционной устойчивости, т.е. систему социально-психологических качеств, позволяющих противостоять соблазнам злоупотребления служебным положением и полномочиям, даче или получению взятки. Это возможно через развитие и продвижение соответствующей идеологии, распространяемой как со стороны государства, так и общественных объединений, средств массовой информации.

Предпринятые меры по противодействию коррупции являются только первым шагом и сложно пока говорить о серьезных результатах такой работы. В дальнейшем необходимо данные мероприятия ввести в систематическую практику правоохранительных органов при активном взаимодействии с другими органами власти (законодательной, исполнительной, судебной), общественными организациями и бизнес-сообществом. Только всеобщие усилия позволят снизить уровень коррупции и ее системные проявления, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию страны.

Современная Россия из-за широкого распространения и институционального оформления коррупционных отношений терпит все возможные негативные последствия от распространения этого феномена. Поэтому коррупция превратилась в угрозу национальной безопасности российского государства и указывает на объективную необходимость комплексной антикоррупционной политики, способной решить эту проблему и обеспечить нормальные условия для развития российского общества.

Использованная литература

Левин М.И., Сатаров Г.А, Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого // Российская газета. 2011.19.02.

Левин М.И., Сатаров Г.А. Явление коррупции России // Независимая газета. 12.2010

Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика сущности и основных проявлений коррупции в российском обществе. Особенности правовой политики в сфере противодействия коррупции в России. Изучение предложений для разработки мер противодействия распространению этого криминального феномена.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Понятие, характеристика и формы коррупционной деятельности. Подходы к исследованию коррупции. Исторический и религиозный аспекты распространения коррупции на Ближнем Востоке. Экономические, институциональные и социально-культурные причины коррупции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Сущность, структура, масштабы и влияние коррупции в Украине. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений. Коррупция в органах правопорядка и власти. Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Понятие коррупции в российском законодательстве и науке. Понятие коррупции в международном праве. Особенности и масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Меры борьбы и профилактика коррупции в системе высшего образования (в СФУ).

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Правовое закрепление государственных мер по противодействию коррупции. Антикоррупционная политика Российской Федерации, её перспективные направления. Средства противодействия коррупции в системе государственной власти. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2017

    Понятие и общие признаки коррупции, исторические аспекты развития антикоррупционной деятельности, меры ее профилактики. Предпосылки распространения коррупции в современной России, этапы становления и перспективы развития антикоррупционной политики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и сущность коррупции как социального и общеправового явления. Конституционно-правовой механизм противодействия коррупции в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Причины и предупреждение политической коррупции.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2012

    Предпосылки распространения коррупционной преступности в современной России. Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края, основываясь на опыте Сингапура. Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Исторический аспект антикоррупционной деятельности. Понятие и формы коррупции, ее результаты и следствия. Причины коррумпированности государственных служащих. Государственно-правовые, специальные, организационные меры борьбы с коррупционной преступностью.

(Из выступления на заседании круглого стола Фестиваля «Вся-Россия-2006». Дагомыс, 26 сентября 2006 г.)

1. Отличие коррупции от организованной преступности

Корыстные моменты в осуществлении как организованной преступности, так и коррупции являются схожими по мотивам совершения этих деяний. Организованная преступность формирует коррупционные связи в целях обеспечения безопасности со стороны государственных и муниципальных органов.
Однако имеется внутреннее расхождение в целях и задачах, которые ставит перед собой коррупционер со стороны государственных органов и коррупционер со стороны организованной преступности. У одного мотивом совершения преступления является прямое личное обогащение, у второго – обеспечение своей преступной деятельности, которая приносит личное обогащение. В связи с этим затраты на подкуп чиновников уменьшают общий преступный результат, так называемый "общак", который создается преступной группировкой, в том числе и для подкупа должностных лиц.
Во взаимодействиях между коррупционерами и организованной преступностью в России существовали различные состояния:
- связь коррупционеров с "цеховиками";
- изменение отношения преступных группировок к сотрудничеству с властью – от полного отрицания к возможностям в сотрудничестве;
- расколы в среде преступных группировок;
- образование новых видов преступных сообществ, более тесно связанных с органами государственной власти и управления.
Однако во всех этих взаимоотношениях имеются и внутренние противоречия между коррупционером и организованной преступной группировкой. Часть организованной преступной среды соблюдает "неписанные воровские правила", по которым членам преступных группировок запрещается сотрудничать с представителями власти, если это не приносит выгоды. Коррупционер же выпадает из открытой экономики и не попадает в криминальное сообщество в связи с несоблюдением его основных правил, оставаясь один на один с организованной преступностью. В связи с этим в отношении коррупционера не действуют ни законы государства по соблюдению его безопасности, ни правила криминального мира по соблюдению порядка разрешения спорных ситуаций, так как он находится вне этих социальных образований.

2. Определение понятия "коррупция".

2а. Деяния, относящиеся к коррупции и наказуемые уголовным законом.

Наиболее интересным является определение коррупции, данное Н.Маккиавели: использование публичных возможностей в частных интересах.
Corrumpire – в римском праве понималось как разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например, в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов " correi " – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и " rumpere " – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, обозначающий участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
Дальнейшее развитие этого понятия в юридической науке суживает сферу его обозначения и определяется как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption).
Международные публичные нормативные документы дают разные определения коррупции. Некоторые из них охватывают совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Однако все они (международные публичные нормативные документы) подчеркивают, что понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом.
В документах ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной власти для получения выгоды в личных целях, т.е. коррупция выходит за пределы взяточничества. Это понятие включает в себя также:
- взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга);
- непотизм (покровительство на основе личных связей);
- незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
Междисциплинарная группа по коррупции Совета Европы дала еще более широкое определение:
коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. В данном случае субъектом коррупционных деяний может быть не только должностное лицо.

Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции:
а) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
б) злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
в) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

2б. Деяния, относящиеся к коррупции, но не наказуемые уголовным законом.

Исходя из рекомендаций 8-го Конгресса ООН (Куба, 1990 г.) и анализа ситуации в субъектах Российской Федерации, помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получению взятки и злоупотребление служебным положением дополнительно можно выделить следующие признаки подобного рода деяний, не наказуемых уголовным законом:
- использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры и обналичивание денег;
- предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;
- использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах;
- бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их "переброски" в иные предпринимательские организации, политические партии;
- "лоббирование" при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп);
- различного рода злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые) в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании, квотировании.

3. Негативное влияние коррупции на развитие экономики РФ.

3а. Угрозы со стороны коррупции цивилизованному развитию экономики.

Становление коррупции негативно влияет на развитие экономики фактически во всех странах мира. Так проникновение коррупции во многие структуры государственного управления ведет к безудержному росту стоимости различных товаров, к увеличению долга страны, что в свою очередь влечет уменьшение требований к стандартам, как товаров, так и технологий, поскольку коррупционерам выгодно увеличение капитала, а не увеличение рабочей силы при производстве.
При движении инвестиций из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта может увеличиваться на 10-20% за счет коррупционных взяток, а иногда и на все 100%, когда решаются проблемы по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту.
Коррупция в органах государственной власти также ведет к экономической неэффективности и неоправданным расходам из-за своего влияния на распределение фондов, продукции и в сфере потребления. Прибыль, полученная через коррупционные связи, в основном не передается в инвестиционный сектор, а используется в секторе потребления или поступает в иностранный банковский сектор, что влечет за собой утечку капитала из экономики страны.
Кроме того, коррупция генерирует несправедливое распределение, разрешая наименее эффективному контрагенту, имеющему возможность покупать чиновников, быть гарантированно получателем государственных контрактов. И поскольку затраты на взятку включаются в цену произведенного товара или услуги, в целом требования к продукции уменьшаются, вследствие чего структура продукции ухудшается и падает потребление товаров и услуг.

Таким образом, общее негативное влияние коррупции на экономику состоит в уменьшении общего благосостояния народа.
Развитие коррупции тесно связано с существованием бюрократии. Эта руководящая каста внутри государственного аппарата, создающая систему поддержки своего собственного господства путем неэффективного управления, волокиты, бумаготворчества, не выполняет свои основные функции. Опасен не отдельный бюрократ, а бюрократия как система. "Самый полноправный член бюрократической машины, дерзнувший в чем-то не подчиниться ее писанными неписанным законам, поглощается этим монстром без остатка. Управляет жизнью в конечном итоге не бюрократ (сколь бы своеволен он ни был), а бюрократия, и даже не сама она, а вызвавшие ее к жизни объективные исторические факторы. Специфика развития бюрократии в условиях переходной многоукладной экономики заключается в том, что, проявляясь в виде фетишизма документа, она является инструментом обогащения чиновников, т.е. превращается в фетишизм денег.
Основные последствия существования бюрократизма – администрирование и волюнтаризм "руководящих" работников, их некомпетентность, безответственность, что делает экономику практически неуправляемой при формальном существовании государственного аппарата управления. В переходной экономике сохраняются и прежние проявления бюрократии – в виде искажения официальных статистических данных. О крупных расхождениях в экономических оценках свидетельствуют многие факты, касающиеся стран с переходной экономикой.
Например, в марте 1993 года Министерство внешней торговли Польши на основе таможенной статистики опубликовало информацию о торговом дефиците страны в 1992 году в размере 2,5 млрд.долларов США. Это противоречило цифрам, представленным ранее Национальным банком, о положительном торговом сальдо в размере 512 млн.долларов США.
В Венгрии в августе 1992 года по данным МВЭС, торговый дефицит страны за первое полугодие составил 800 млн.долларов США, а по данным НБВ – около 100 млн.долларов США.
В феврале 1993 года бывший премьер-министр СССР В.Павлов в открытой печати заявил, что правительству страны удалось привлечь крупные честные инвестиции под несуществующие золотые запасы.

В результате господства бюрократии в стране получают развитие фактически неподконтрольные управляющим органам хозяйственные процессы, а сами чиновники становятся участниками и даже идеологами теневой экономики.
Бюрократизм – это не набор недостатков в работе аппарата управления, а общественное отношение, которое разваливает экономику. Монополизируя функции управления экономикой и обществом, бюрократия оказывается в прямой зависимости от уровня их развития.
Таким образом, начинается очередная кампания борьбы самой бюрократии с бюрократизмом. Наиболее яркий пример начала этой борьбы – перестройка 1985 года, результатом которой стал распад СССР и снижение жизненного уровня во всех странах образованного Содружества.

3б. Последствия влияния коррупции на экономику очевидны :

Продажность чиновников служит основанием формирования отрицательного отношения населения к результатам всех реформ правительства;
- коррупция затрудняет работу частного сектора из-за того, что возникает необходимость нести затраты на взятки, не вкладывая их в инвестиции;
- коррупция повышает цену государственного управления (налогоплательщик должен оплачивать несколько раз одну и ту же услугу, выплачивая налоги и оплачивая взятки должностным лицам для совершения конкретных положительных действий);
- если коррупция приобретает форму вымогательства, она уменьшает социальные общедоступные ценности для населения;
- коррупция оказывает влияние на административное управление в стране. Продажность служащих разрушает нравственные критерии должностных лиц, которые должны придерживаться высоких этических стандартов;
- коррупция в правительстве влияет на восприятие населением легитимности правления и формирует негативное отношение как к законности издаваемых правительством нормативных актов, так и к законности действий правительства;
- если известные политики и высшие должностные лица используют свои публичные возможности в целях личного обогащения, то остальные должностные лица и население в целом не видят для себя сдерживающих факторов для личного обогащения;
- коррупция влияет на отношение населения к непопулярным решениям, которые могут быть направлены на стратегическое улучшение в стране, в связи со складывающимися убеждением, что продажный чиновник или политик действует в личных интересах и маловероятно, что он работает на процветание страны;
- коррупция устанавливает несправедливость в обществе, что неизбежно ведет к судебным делам и клеветническим высказываниям, затрагивающим даже честных чиновников, которые на этой волне всеобщих компроматов могут подвергаться шантажу в целях благоприятствования экономическим интересам определенных лиц;
- наиболее распространенные формы коррупции в некоторых странах (неконтролируемая возможность быстрого обогащения или крупные вознаграждения) вызывают для должностных лиц необходимость решать вопросы, рассматривая их с точки зрения личного обогащения, а не общественных потребностей.

4. Области государственной деятельности, наиболее уязвимые для коррупции.

Наиболее уязвимыми для коррупции являются следующие области государственной деятельности:
- общественные поставки;
- распределение земли;
- доходные сборы;
- назначения на государственные и муниципальные посты.
Приемы коррупционных связей в этих областях во многих странах не отличаются друг от друга – это клановые объединения, семейные участники и родственники, взносы в политические компании, включение сумм взяток в цены государственных контрактов (заключая при этом субконтракт консультирования), мошенничество всех типов.
Продажные чиновники берут проценты от сумм государственных контрактов, которые им часто платят, переводя деньги на счет в иностранном банке или предоставляя иные услуги, например обучение детей в иностранных учебных заведениях.
Чиновники сокращают государственное управление некоторых секторов экономики, чтобы через посреднические компании оказывать там свои услуги в качестве консультантов. При заключении каких-либо договоров часто используются зарубежные поездки с выплатой произвольных командировочных расходов, превышающих нормативы.
При попустительстве со стороны правительства в области налогообложения ее представители могут угрожать, что в случае невыплаты взяток будут наложены финансовые санкции или будет введен дополнительный налог. В этом случае сумма взятки оказывается намного меньше штрафных санкций. Представители, владеющие правами взимания лицензий или сборов, требуют взятки для ускорения процесса их оформления. Лица, уполномоченные по сбору финансовых средств, требуют взяток от своих подчиненных для передачи их вышестоящим должностным лицам.
Коррупция развивается в основном в таких системах государственного управления, где, с одной стороны, имеются многочисленные неурегулированные законодательными актами проблемы, и монопольные права исполнительной власти или правительства – с другой.
При плановом хозяйстве, где многие цены ниже рыночных, взятка может повлиять на распределение дефицитных товаров и услуг. При этом чиновники дополнительно создают проблемные места как пути извлечения взяток.
Чиновники могут создавать препятствия и менять условия. Фундаментальная проблема существования коррупции в таких условиях – не просто существование управляемых цен, установленных ниже рыночного уровня, а в монопольных функциях государственных представителей, которым не угрожает выход более эффективного и дешевого конкурента.

Состояние экономики при советском управлении государством дало должностным лицам возможность использовать должностное положение в личных целях. Коррупция в советский период была всеобщей, поскольку провозглашенная борьба со взятничеством не поддерживалась беспристрастной юридической системой. Взамен этого решения по осуждению конкретного чиновника выносились вышестоящими лицами как ведомственной, так и партийной принадлежности, и имели под собой интерес лица, принимающего решение. Подчиненные же не могли обратиться к закону для защиты своих прав. Система была не просто жесткой, а произвольно жестокой. Нерациональность требований вышестоящего руководства (в основном партийного) часто шла вопреки закону. Широко распространенный принцип соучастия в продажных сделках – круговая порука – становился методом общественного управления. Выявленные случаи коррупции часто использовались, чтобы наказать инакомыслящих, не улучшая систему государственного управления в целом.
В течение переходного периода, если ценам разрешают достигнуть рыночных уровней, вроде бы нет необходимости оплачивать взятки, чтобы получить какие-либо выгоды по поставкам. Приватизация как процесс может первоначально быть источником продажной деятельности должностных лиц, но и должна уменьшить коррупцию, сокращая государственное участие в экономике.
Переходному этапу реформ недостает как нормативной базы, так и прочности административных и политических структур. Население, живущее во время реформ, теряет веру в структуру государственного управления. В такой неблагоприятный период граждане и деловые люди просто выходят из сферы легальной экономики и полагаются на организованную преступность, чтобы обеспечить защиту своей собственности и конкурентоспособности. Коррупция вследствие этого может быть механизмом для зарождения общественного мнения о другом пути развития, а не о соответствующем целям управления экономикой. Конечным результатом такого разрушительного воздействия может быть возрастание общественного давления, направленного на ограничение роли рынка и возвращения плановой экономики.
Драматические изменения в управлении экономикой, которые произошли на переходном этапе, вызвали новое препятствие: недоверие населения правительству. Решить эту проблему можно реформой законодательства и установлением "прозрачных" прав и обязанностей всей государственной системы управления экономикой. Необходимо провести либеральные изменения во всех областях этого управления, уменьшая при этом стимулы для взяточничества и устраняя субсидии, торговые ограничения и льготные поставки для государственных потребностей. Для этого необходимы законы, регулирующие правовые отношения в области загрязнения окружающей среды, охраны труда, защиты потребительского рынка, рынка финансов и ценных бумаг, обеспечения социальной защищенности малообеспеченных слоев населения. Новое законодательство должно разрабатываться так, чтобы в нем не было лазеек для коррупции, чтобы установились открытость и гласность государственного управления во избежание злоупотреблений власти. Однако одни рыночные преобразования не могут решить все проблемы: структурные и моральные реформы также должны быть частью решения.

В рассуждениях в нынешнем состоянии дел с коррупцией в государствах России и других участников СНГ масштабная коррупция стала одним из основных тезисов. Например, только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной российской прессе было опубликовано свыше 3 тысяч статей, посвященных коррупции, по телевидению показано свыше 150 материалов на эту тему.
При проведении различных социологических опросов более 60% респондентов относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России, свыше 70% опрошенных согласны с утверждением о том, что сегодня Россия относится к числу государств с высоким уровнем коррумпированности властных структур.

Состояние дел с коррупцией в дальнем зарубежье.
Тем не менее, думается, абсолютно неправомерно деление стран по степени коррумпированности государственной власти по принципу Восток-Запад. Коррупция – проблема интернациональная и свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня экономического развития.
Так, в 1994 г. Швейцария, которая гордится неподкупностью своих государственных служащих, была просто потрясена гражданским скандалом, связанным с чиновником из кантона Цюрих. Этому государственному мужу, трудившемуся на благодатной ниве ревизии ресторанов и баров, инкриминировались взятки на сумму почти в два миллиона долларов.
Во Франции систематически происходят массовые расследования случаев коррупции с участием известных бизнесменов и политиков. "Ситуация во Франции постепенно меняется, ведь еще 10 лет назад здесь запрещалось расследование случаев взяточничества и коррупции", - утверждает французский судья Жан-Пьер Твери.
В сентябре 1996 года в Берлине прошла специальная конференция по проблемам борьбы с коррупцией. В 1995 г. в ФРГ было зарегистрировано почти три тысячи случаев взяточничества, к судебной ответственности привлечено более двух тысяч человек, причем немецкие эксперты считают эти цифры "вершиной айсберга".
По словам руководителя Счетной палаты Земли Гессен Удо Миллера, взятки в области государственных заказов и закупок составляют до 20% от общей стоимости заключаемых сделок. При этом наиболее сильно коррупцией поражена немецкая строительная индустрия. По утверждению генерального прокурора Франкфурта-на-Майне, стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей, завышена в среднем на 30%, а ежегодный ущерб от "приписок" составляет более 1- млрд.марок.
Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, уже давно стали во всем мире притчей во языцех.
В одном из своих бюллетеней международная общественная организация " Transparency International " (TI), целью которой является борьба с коррупцией, утверждает: "Она (коррупция) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам". Исследование, проведенное в 1995 году филиалами TI в различных странах мира, показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит это в развитой или в развивающейся стране".
Любопытна также сложившаяся практика ведения зарубежными фирмами бизнеса в нашей стране. С одной стороны, многие иностранцы оправдано сетуют на мздоимство отечественных чиновников, препятствующее нормальному экономическому сотрудничеству (более 70% опрошенных бизнесменов, имеющих дела с Россией и странами СНГ). С другой – многие представители иностранных компаний не брезгуют взятками для получения преимуществ в конкурентной борьбе за перспективные рынки. Надо сказать, что налоговое законодательство ряда зарубежных стран не препятствует или даже поощряет подобные "традиции" (исключением служат США, чье законодательство недвусмысленно запрещает дачу взяток на территории других государств).
Без преувеличения можно утверждать, что иностранный бизнес в государствах-участниках СНГ вносит весьма существенный вклад в развитие отечественной коррупции. Сравнивая сегодняшние республики бывшего Советского Союза с развитыми индустриальными странами, обладающими многовековыми демократическими традициями, мы должны учитывать, что наши страны переживают не просто период "модернизации", а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Неудивительно, что они следуют общим, в том числе и негативным закономерностям развития.

5. Природа современной коррупции.

5.1. За рубежом.

Природу современной коррупции за рубежом объясняют по-разному. Одни видят причину в плохих законах, усугубляющих деградацию личности. Известный шведский экономист и дипломат Г. Мюрдаль, возглавлявший одно время Европейскую экономическую комиссию ООН, сетовал, например, что «из-за плохих законов мы стали народом ловкачей». Некоторые, впрочем, утверждают, что нынешние законы ни при чем, а взяточничество есть лишь отражение извечных пороков, что и подтверждается документальными ссылками на Цицерона, древнерусские летописи и т.д.
Еще большее число специалистов считают главной причиной разрастающуюся армию чиновничества, бюрократизацию общественной жизни, неоправданное расширение роли государства. Взятки должностным лицам оказались одним из условий успешного ведения дел. Нередко сам характер должности таков, что использование подкупов входит в обычные "правила игры". Важным "поставщиком" коррупционной практики является широко распространенный метод правительственной политики регулировать рыночные проблемы нерыночными средствами – здесь тоже открываются многочисленные возможности для взяток и вымогательства.
Третьи на первый план выдвигают причины, лежащие в экономике. Прежде всего, называют монополизм во всех видах. Указывают и на эволюцию рынка, который на глазах меняется, в результате чего сотни миллиардов циркулируют бесконтрольно. Появился, например, большой сектор, так называемой теневой экономики, которую у нас предпочитают считать своего рода "незаконным рыночным формированием", в то время как на Западе там выделяют, по крайней мере, три вида экономики, каждая из которых вносит свой вклад в проблему коррупции:
а) не учитываемую, не наблюдаемую (unobserved);
б) незарегистрированную (unrecorded);
в) незаконную, подпольную (illegal, underground).
Кроме того, с организационным усложнением предпринимательства, особенно с появлением ТНК, увеличилась роль посредников. В предпринимательство пришло большое число людей, не обладающих элементарной рыночной культурой и способных лишь "делать деньги", а не зарабатывать их. Наконец, меняются стандарты законных требований к методам хозяйственной деятельности.
У каждого из указанных трех направлений, объясняющих природу современной коррупции, есть свои основания. К тому же они не отделены друг от друга. Большинство специалистов признают, что в современных условиях на первый план вышли факторы, упомянутые в третьей группе причин, т.е. рынок, развивающиеся рыночные отношения, связанные с этим неизбежные расхождения складывающейся новой общественной практики с существующими правовыми стандартами, которые нужно либо подкрепить, либо должным образом скорректировать как изжившие себя.

Анализ публикаций о взяточничестве в России показывает, что корни этого явления следовало бы искать в сохранении многоуровневой монополизации экономики, в неупорядоченном становлении бизнеса, в отсутствии четкого юридического оформления прав и обязанностей участников рыночных отношений, законодательного их гарантирования, в чиновничьем беспределе, в том числе со стороны новой номенклатуры в лице сановников из быстро перерождающегося депутатского корпуса.
В качестве другого примера может быть названа такая типичная для современного бизнеса категория хозяйственных операций, как всякого рода трансфертные переводы, которая предполагает фактическое выведение не только из-под общественного контроля, но также из области добропорядочной рыночной конкуренции огромных многомиллиардных ценностей, в том числе с целью уклонения от налогов. В современной практике внутрихозяйственных операций в СНГ, в том числе и в России, трансфертные переводы – неотъемлемая часть формирующегося рынка. В мировой практике взятки – составная часть таких трансфертных переводов.
__________________________
© Рогозин Георгий Георгиевич
Опубликовано на сайте.

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред от коррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные исследования между странами подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем не коррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в пост социалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками. Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно, зарубежные) и, в конечном счете, экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%. По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости - к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Легкость свержения в 1991 советского строя была обусловлена, во многом тем фактом, что советская номенклатура имела репутацию насквозь коррумпированного сообщества, пользующегося со стороны рядовых граждан СССР заслуженным презрением. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это привело к низкому авторитету режима Б.Н. Ельцина в глазах большинства россиян. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось, впрочем, мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия. Так, в первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов. Но взятки не обязательно ускоряют скорость канцелярской работы. Известно, например, что в Индии госслужащие высокого ранга берут взятки следующим образом: они не обещают взяткодателю более ускоренную обработку его документов, но предлагают замедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Аргумент, будто коррупция является стимулом для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает законность и правопорядок. Некоторые отечественные криминологи утверждают, что в начале 1990-х в постсоветской России «из лучших побуждений» наказания за служебные злоупотребления оказались фактически временно отмененными, и это привело к росту бюрократического вымогательства, усугубившем экономический кризис.

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред откоррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками. Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции(особенно, зарубежные)и, в конечном счете,экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Легкость свержения в 1991 советского строя была обусловлена, во многом тем фактом, что советская номенклатура имела репутацию насквозь коррумпированного сообщества, пользующегося со стороны рядовых граждан СССР заслуженным презрением. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это привело к низкому авторитету режима Б.Н.Ельцина в глазах большинства россиян. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось, впрочем, мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия.

Так, в первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов. Но взятки не обязательно ускоряют скорость канцелярской работы.

Известно, например, что в Индии госслужащие высокого ранга берут взятки следующим образом: они не обещают взяткодателю более ускоренную обработку его документов, но предлагают замедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Аргумент, будто коррупция является стимулом для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает законность и правопорядок. Некоторые отечественные криминологи утверждают, что в начале 1990-х в постсоветской России «из лучших побуждений» наказания за служебные злоупотребления оказались фактически временно отмененными, и это привело к росту бюрократического вымогательства, усугубившем экономический кризис.

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Одновременно она по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Итак, подводим итоги…

Экономические последствия.

1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель. Главной жертвой коррупции всегда является верховный принципал – народ.

6. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия.

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организован-ной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая поли-тической стабильности в стране.

Политические последствия.

1. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

5. Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сцена-рию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток – цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам – чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери от коррупции – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери от коррупции – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост. Но кое-что оценить возможно.

Как показывают отдельные исследования, важную роль могут играть различные частные характеристики коррупции, а не просто ее общий уровень. Пример такой частной характеристики – непредсказуемость услуг на коррупционных рынках: неопределенность относительно коррумпированности тех или иных организаций, степень необязательности в поведении коррупционеров и т.п. Так, анализ взаимосвязи коррупции и прямых иностранных инвестиций показал, что очень велика роль информированности о коррумпированности страны и уровне взяток: "неопределенность относительно коррумпированности убивает склонность к инвестированию".

Поскольку коррупция тесно связана с существованием и объемом теневой экономики, то мероприятия по сокращению коррупции в принципе могут приводить к сокращению и теневого экономического сектора страны. А это, в свою очередь, может существенно сказаться на эффективности экономики в целом и, прежде всего, масштабе и эффективности социальных программ, зависящих от объема собираемых налогов.

Важное влияние имеют косвенные ущербы, порождаемые падением престижа страны, ростом обычной преступности, подстегиваемым коррупцией в правоохранительных органах, падением уровня обеспечения национальной безопасности из-за коррупции в Вооруженных Силах. Однако количественная оценка взаимосвязи коррупции и подобных социально-политических явлений требует не только разработки специальной методики, но и сбора большого количества микроданных.



error: Контент защищен !!